Дальше по рангу следует литера «А» – и Суперлига, в которой белгородский «Университет» не так давно был представлен… Впрочем, не будем ни про Кубок России, ни про Лигу чемпионов, ни про любимую народом сербку Аню Спасоевич, игравшую в нашей команде, – ни про всю эту грустную и уже кажущуюся старинной историю.
Наша новая история – радостная в силу своей новизны: в «Белогорочке» играют почти сплошь студентки, и даже школьницы из ДЮСШ туда подтягиваются. Но редакционной творческой бригаде 105-летнего возраста (не пугайтесь, на двоих!) визит в спорткорпус «Технолога» был приятен возможностью вспомнить былое, провести аналогии и перемешать ретроспективы и перспективы, приправленные личной ностальгией. Правильно сплетничают, что на самом деле «слабый пол» – это… сентиментальные мужики. Но наступающий праздник всё-таки не наш, а посему вернёмся к истории женского волейбола в Белгороде.
Кстати, всё в спортивном мире и спортивной журналистике развивается по спирали – и периодически повторяется: на грани веков мы в том же составе (и опять же в канун 8 Марта) ехали в автобусе женской команды на матч в Липецк и с упоением (шутка!) смотрели по видео фильм «Девчата». Боевики, ужастики и «лавстори» перед игрой были табу. Уж не знаю как теперь, потому что нынешняя «Белогорочка» опять в первых числах марта будет играть решающий тур в Ельце той же Липецкой области.
«Реинкарнация» через 33 года
Треть века назад в БГПИ (нынешнем БелГУ) уже была команда первой лиги, причём тогда это был куда более серьёзный уровень женского советского волейбола. По крайней мере нам, то бишь мужской сборной пединститута, на совместных тренировках приходилось играть совсем не вполсилы, чтобы одолеть однокашниц, чья планирующая («вихляющая») подача заставляла шёпотом ругаться даже зубров со спортфака. Вполголоса ругаться было невозможно: тренер «Университета» Раиса Фёдоровна Попова виновника быстро удалила бы из зала, а то и вообще финальным свистком прекратила бы столь любимое обеими сторонами мероприятие.
…А сейчас Раиса Фёдоровна – начальник команды в «Белогорочке», и мы побеседовали с ней и со старшим тренером Светланой Николаевной Ерёминой в «каморке» на втором этаже, расположенной над спортзалом, где скоро должна была начаться очередная тренировка. Обе дамы собственные заслуги оценивают скромно и о себе говорят неохотно. Зато охотно благодарят спонсора клуба, много тёплых слов сказали о руководстве «Технолога» в целом и о заведующем кафедрой физвоспитания Сергее Ивановиче Крамском лично. Последнее не удивляет: тренер-игровик (гандболист) своих братьев и сестёр (волейболистов) поймёт как никто другой и «возьмёт под крыло», где и так обитают родные ручники-технологи.
А ещё перед тренировкой нас просветили насчёт того, как повезло клубу с главным тренером Артёмом Евгеньевичем Борисенко. Пусть повезёт и нам – решила наша творческая бригада, спускаясь в зал.
Лучше первым в зале, чем вторым во дворце
Похоже, что в жизни и карьере 36-летнего Артёма Борисенко наступил период, который латинская пословица обозначает так: «Лучше быть первым в провинции, чем вторым в Риме». Бывший связующий МГТУ и молодёжной сборной СССР, наследственный тренер (его отец Евгений Арсентьевич тренировал и советскую «молодёжку», и памятное белгородцам «Динамо» (Московская область) успел поработать с тренерами-мэтрами женского волейбола. Он был вторым тренером у Джузеппе Кукорини, когда бакинский «Локомотив» по сумме двух матчей обыграл московское «Динамо», у Деяна Бржовича, между Азербайджаном и Турцией поработал генменеджером в российской сборной при тандеме Капрара-Кириллова. «Рабита», «Вакифбанк», «Тюмень»…
– Артём Евгеньевич, при таком опыте и связях наверняка можно было найти работу попрестижней и повыгодней. Тем более – коренному москвичу. А тут – Белгород, первая лига, питомицы с пробелами даже в начальном волейбольном образовании…
– Престиж и выгода для меня сейчас не на первых местах. Пора накопленный опыт применить в зале, где всё решать и за всё отвечать буду сам. Когда мне поступило предложение из Белгорода – думал всего два дня. Надеюсь, не ошибся.
– Перед вами ставится задача о выходе из первой лиги хотя бы в «вышку-Б»? И насколько это реально с юной командой, которая тренироваться вместе начала только в сентябре?
– Работать, не имея планов «на вырост» и амбиций, нет смысла. Сможем ли мы выйти в финальную четвёрку первой лиги – узнаем в начале марта в Ельце. Пока мы пятые и отстаём от Орла. Нужно в последнем туре выиграть все четыре игры с разницей партий 12:0 – и то в случае успеха и равенства коэффициентов придётся подсчитывать ещё и разницу мячей.
– Если фортуна и математика будут за «Белогорочку», расскажете из Ельца по мобильнику о свершившемся чуде?
– Звоните в любом случае: приятно, что о нас вообще будет знать более широкая спортивная общественность. Ну а мы будем стараться давать для этого достойные поводы – если не в этом году, так в следующем.
Олеся Хамутцких и прихожая хризантем
На тренировке не было «двусторонки», и разобраться, кто в «Белогорочке» самые яркие «звёздочки», было затруднительно. Поэтому напрашивался лёгкий путь: пообщаться с Олесей Вадимовной Хамутцких. Старшая дочь любимца местных болельщиков и великого «Бороды» российского волейбола от акул журналистики не шарахалась. Во-первых, фамилия обязывает, во-вторых, она в команде ветеран (аж 20 лет девушке!), а в-третьих, через год она будет дипломированным социологом. Так что сама умеет людей допрашивать.
– Олеся, твой отец в недавнем интервью с гордостью рассказывал о дочке – наследственной пасующей – и явно приписал тебе пяток сантиметров роста. Не ошибаюсь: до 180 см ты ещё не дотянулась?
– Папа не первый раз выдаёт желаемое за действительное, за что я не в претензии. Значит, переживает и хочет видеть во мне своё продолжение. Не уверена, что достигну в спорте его высот, но стараться буду. А рост у меня 174, поэтому пробовала себя не только в амплуа «связки». Роль либеро тоже не исключается.
– В Российский государственный гуманитарный университет поступала на общих основаниях или тебя «поступали», как спортсменку?
– Моих баллов по ЕГЭ хватило, чтобы пройти конкурс, хотя не буду скрывать, что «спортивную страховку» обещали. Но она просто не понадобилась.
– КМС, серебряный призёр чемпионата столицы в студенческой лиге, обладатель Кубка Москвы. Старшекурсница, соблазны мегаполиса…
– Почему я вернулась в Белгород? Потому что здесь отличная команда, отличные тренеры, и игра у нас… просто божественная! Ну а если быть попроще, отвечу так: тут мой дом, за которым надо присматривать, пока папа, мама и младшая сестрёнка в Сургуте, в пригороде моя бабушка, и даже мой кот тут. Так что мегаполисы и соблазны подождут…
– Дети великих часто жалуются, что выбор вида спорта был предопределён…
– Только не я! Отец меня в волейбол не подталкивал, сама пошла. На нашей исторической родине – в Аше Челябинской области – занималась плаванием, а когда отец играл в Турции, ходила в баскетбольную секцию – другой рядом не было. Впрочем, уже с 8-летнего возраста была в белгородской ДЮСШ № 2, в группе Валентины Сергеевны Пупыниной.
– Олеся, на носу Международный женский день. Расскажи про свой самый памятный праздник 8 Марта и лучший подарок от своего парня.
– Парня у меня сейчас нет – может быть, и потому, что нынешние молодые люди не умеют красиво и душевно делать подарки. Мой лучший день 8 Марта лет семь назад начался так: просыпаемся мы с мамой и бабушкой, а папа уже потихоньку всю прихожую заставил целым лужком хризантем. Было очень здорово и приятно всему нашему женскому «большинству».