Газета статского советника
Музей расположен на первом этаже Издательского дома «Мир Белогорья».
«Но мы сознательно ушли от фактора корпоративности, хотя история «Белгородской правды» осталась доминантной, – говорит генеральный директор ИД «Мир Белогорья» Олег Шевцов. – Этот музей рассказывает о всех печатных СМИ области, начиная с дореволюционных времён и заканчивая нашими днями. Большие планы у нас и на будущее. Мы хотим, чтобы этот музей продолжил развиваться, чтобы в нём появлялись новые экспонаты, в том числе рассказывающие о становлении в нашей области телевидения и интернет-СМИ».
В экспозиции музея немало интересных экспонатов. Вот первая страница газеты «Курские епархиальные ведомости» за 1871 год. Именно с этого времени берёт своё начало белгородская журналистика. В этой газете печатали правительственные распоряжения и высочайшие повеления, а в «Неофициальном отделе» читателей, например, учили, «при каких условиях проповедь может быть плодотворной».
В Белгороде в XIX веке статский советник Павел Барышников на личные средства выпускал газету «Белгородские силуэты». Она содержала «очерки, рассказы, заметки, сообщения из общественных нравов Белгорода, а также эскизные бытовые картинки из провинциальной жизни вообще».
Сила печатного слова
Многочисленными экспонатами представлена история районных и областных газет советского периода. Революция, коллективизация, индустриализация, Великая Отечественная война, восстановление народного хозяйства, образование Белгородской области, ударные комсомольские стройки… Белгородская пресса никогда не теряла связь с жизнью страны и области.
Вот чернянская газета «Голос колхозника» выносит на «красную доску» (это центральное место на первой полосе) фамилии передовиков, а «на чёрной доске» позорит руководителей сельсоветов, не приступивших «к прополочно-посевной кампании».
А в Грайворонском районе призывают к ответу «срывщиков финплана». В самом деле, очень обидно стать героем «Ордена мокрой вороны», придуманного журналистами по примеру «Белгородской правды», учредившей «Орден мокрой курицы».
Сила слова – в тесной связи с народом. «Пишите в свою газету, берите под огонь критики и самокритики работу всех», – теперь уже исторический призыв газетчиков находит живой отклик. В советское время хорошо развито движение рабочих и сельских корреспондентов. У любой газеты – сеть внештатных авторов. Почта каждый день приносит в редакции и областных, и районных газет десятки писем, жалоб, благодарностей от читателей. Их печатают, не жалея газетной площади.
Пауза случилась только в годы Великой Отечественной войны. Но после освобождения Белгородчины издание газет возобновилось. Вот некоторые заголовки и рубрики публикаций того времени: «О ходе военных действий», «Они вернули нам Белгород», «Мы водрузили знамя над городом»…
И очень интересный экспонат – репринт газеты «Нью-Йорк таймс» с информацией о том, что 5 августа 1943 года Белгород освобождён от немецко-фашистских захватчиков. Москва салютует!
Ой, Леонид Ильич!
Среди первых посетителей экспозиции были студенты факультета журналистики НИУ «БелГУ». Зашли они в «кабинет литературного сотрудника», оборудованный в стиле 1970-х годов минувшего века. «Ой, Леонид Ильич!» – признало юное поколение Генерального секретаря ЦК КПСС. Портрет Брежнева в ту пору висел в каждом кабинете…
А миловидной девушке приглянулось рабочее место «литературного сотрудника». Она села за стол (можно: интерактивная зона!), взяла строкомер и попросила сокурсника: «Сделай фотку на мобильник».
Пример оказался заразительным. Без селфи на фоне партийного лидера и красного вымпела «Вперёд, к победе коммунистического труда!», пожалуй, никто не ушёл.
А ещё попрактиковались в печатании на пишущей машинке. Студентка попробовала было нажать на клавиши, как на компьютере, – лёгким касанием. Ничего не вышло! Оказалось, по клавиатуре печатного агрегата прошлого столетия надо буквально бить.
В музее представлено и рабочее место фотокорреспондента: бачок для проявления плёнки, ванночка, фотоувеличитель и плёночные фотоаппараты тех лет – они для селфи явно не годятся…
Говорят ветераны журналистики
Владислав Бояркин, главный редактор газеты «Белгородская правда» с 1985 по 1988 годы:
«Открытие музея – событие для всей белгородской журналистики. Само понятие музей предполагает, что это надолго, навечно. Я посмотрел, насколько всё добротно, со вкусом сделано. Пройдёт год-два, и, я уверен, музейных экспонатов только прибавится. И главное – никто не будет забыт. Музей – это овеществлённая память. Без знания прошлого нет будущего».
Борис Осыков, журналист, писатель, краевед: – Музей впечатляет. Стильный. Современный. Ни одного экспоната, какой казался бы лишним, нет. А представление о большой истории печатного дела в нашей области получаешь полное.
«Музей впечатляет. Стильный. Современный. Ни одного экспоната, какой казался бы лишним, нет. А представление о большой истории печатного дела в нашей области получаешь полное».
Людмила Кондратьева, корреспондент отдела культуры газеты «Белгородская правда» с 1978 по 1991 годы:
«Как первую любовь не забыть, так и молодость, становление в профессии – это никогда не уйдёт. А если видишь живые свидетельства того «своего» времени, эмоции просто переполняют. И молодёжи, думаю, нужно знать о наших «лейках и блокнотах», о том, как работали их старшие товарищи. Музей – просто замечательная идея».
Олег Размоскин, председатель Белгородской региональной организации Союза журналистов России:
«У нас теперь есть свой музей. И этот факт важен не столько для того, чтобы мы жили былыми заслугами. Это нужно с точки зрения преемственности поколений. У сегодняшних молодых журналистов нет представления, как работали мы. Вот с этой точки зрения хотя бы такое погружение их в историю очень важно. Желаю, чтобы нынешнее поколение журналистов, которое приходит в профессию, имело бы поводы для пополнения этой экспозиции».
Фёдор Хрусталёв, главный редактор газеты «Белгородские известия» с 1997 по 2008 годы:
«Молодцы, что сделали это большое дело. И особенно это нужно для тех, кто начинает свой путь в журналистике. Пусть смотрят, пусть учатся. У нас не было компьютеров, другой современной оргтехники. Но мы выдавали иногда такие материалы! Острые, сильные, глубокие…»