Внутренний резерв
Метроном, подключённый к динамику, отбивает звонкий ритм. Эхом вслед ему несутся стройные удары по боксёрским мешкам – мальчишки не просто лупят по снарядам, а пытаются поймать темп воображаемого противника.
«Такая методика заставляет искать свой внутренний резерв, когда руки уже не хотят работать, а мозг отдаёт приказ – не отставать и заставляет бить на автомате», – объясняет Алексей Владимирович.
Не менее важна для кикбоксера и скорость реакции, которую ребята ежедневно отрабатывают в спаррингах.
«Главное – чаще менять соперников, чтобы не привыкать, – считает тренер. – Мои пацаны говорят, что уже с закрытыми глазами могут друг друга колотить. Это неправильно. Поэтому стараемся чаще ездить на открытые тренировки. В посёлке Северном, например, их часто проводят. Чем больше обмена опытом – тем выше уровень мастерства».
Сегодня в секции Айвазова занимается больше 50 мальчишек. От желающих попасть к нему отбоя нет, но отбор не жёсткий – достаточно желания и дисциплинированности.
«Часто бывает: родители хотят воспитать из сына звезду спорта, мужика-бойца, которым можно будет гордиться. А пацану, может, вовсе танцевать хочется. По ребёнку обычно это сразу видно. Такой и в бою долго не выстоит. Приходится объяснять родителям, что парень не должен страдать из‑за их амбиций. А если пришёл физически слабенький – так это ничего, поправим».
Тренировки – святое
Физическая подготовка в кикбоксинге – это не всё. Есть ещё психологическая.
«У нас свой кодекс кикбоксера, который чтит каждый приходящий на занятия. Я сам вырос под этим сводом правил. Есть три манеры преподавания: авторитарная, либеральная и демократическая. Я практикую первую. Тренировки – это святое. Пропускаешь без причины – значит, занимаешь чужое место. Дашь слабину – и получается балаган. Если возникает какой‑то вопрос или конфликт, разберём после тренировки, ведь время для занятий у нас расписано поминутно».
К победам и поражениям учеников Айвазов относится по‑мужски. Если воспитанник проиграл, но выложился по полной – слова не скажет. Но если поленился и схалтурил – миндальничать не станет:
«Своё воспитание строю на патриотизме. Мы, корочанцы, должны быть везде первыми. Говорю им это перед каждым соревнованием. Остальное – чисто индивидуальные особенности. Кого‑то нужно спросить про рыбалку, чтобы отвлёкся, другого по плечу похлопать – «ты же мужик, ты – боец», а третьему хватает одобряющего взгляда».
Тренер уверен: сознательно применять навыки борьбы на одноклассниках или друзьях настоящий спортсмен не станет. После занятия вся энергия, в том числе и отрицательная, уходит, даже сил не остаётся.
«Мы тренируем не только тело, но и дух. Важно вырастить сильную личность с высокими моральными принципами. Если видишь, что слабого бьют, и мимо идёшь, тогда зачем ты вообще занимаешься? Выходит, смалодушничал. Если вступился и получил – за такое не ругаю. А если стал зачинщиком – значит, забыл свою суть, своё предназначение. Придётся исключить».
Свой пример
А ещё Айвазов свято верит в истину: учить ребёнка можно только личным примером. Этот пример вдохновляет его лучших воспитанников: Владислава Горина, Халирбагина Халирбагинова, Андрея Ярового и других ребят. Как они гордились наставником, когда тот попал в список факелоносцев сочинской Олимпиады!
Был в его жизни эпизод, когда и сам едва не попал на Олимпийские игры. Выиграв отборочные турниры по тхэквондо, Алексей Айвазов получил приглашение выступать за сборную Греции. Но повредил колено и был вынужден прекратить тренировки. К тому времени он уже успел получить звание чемпиона Кавказа и бронзового призёра чемпионата России. Покинуть спорт казалось невозможным. Тогда он стал тренером.
«В нашей спортшколе было отделение единоборств: тхэквондо и бокс. Кикбоксинг представляет из себя смесь этих видов спорта: ноги тхэквондиста и руки боксёра. Так и сделал выбор. Вроде не ошибся. Четыре года подряд наши пацаны – в сборнике России. Сейчас вот снова собираемся. Будем стараться. Очень хочется вырастить олимпийского чемпиона», – мечтает Айвазов.