Двенадцать тонн мяса
На Украине Геннадий Ломаковский торговал мясом. Однако на местном рынке доходы упали, и Ломаковский решил подработать международной торговлей. То есть продавать мясо в Россию. А поскольку законно в нынешней политической ситуации наладить такую торговлю невозможно, то остаётся контрабанда. Вот ею Ломаковский и занялся.
Он закупил на Украине более 12 тонн замороженной говядины и нанял пятерых соотечественников для погрузки мяса в рефрижераторы. Всё это происходило на одной из баз сопредельного государства. Затем фуры отправились к российской границе. Там их поджидали несколько полноприводных «КамАЗов». Дело в том, что Ломаковский заранее позаботился, чтобы груз не застрял на бездорожье.
Перегрузили мясо в эти машины. Сам Ломаковский остался на Украине и руководил преступным караваном по рации. Ломаковское мясо пересекло границу. А на территории России, близ села Белянка Шебекинского района, товар ждали два рефрижератора.
Однако не знал Ломаковский, что весь путь контрабандистов отслеживали оперативники УФСБ России по Белгородской области.
Взяли тёпленьким
«Вечером 2 декабря 2016 года нам поступила оперативная информация о возможном контрабандном перемещении, – рассказывает сотрудник регионального УФСБ. – Мы выехали на место и стали наблюдать за происходящим».
По словам оперативника, на поле между сёлами Белянка и Сурково Шебекинского района подъехали два рефрижератора. А чуть позже, со стороны границы с Украиной, к ним подоспели два полноприводных «КамАЗа», из которых вышли люди и стали быстро перегружать коробки в уже ожидавшие их автохолодильники. «КамАЗы», к сожалению, ушли от погони, а вот шестерых украинских грузчиков, два рефрижератора и их водителей правоохранители задержали.
«2 декабря 2016 года мне позвонил незнакомый и предложил за 50 тысяч рублей перевезти мясо из Шебекинского района в Москву, – рассказал на следствии один из водителей рефрижератора. – Я согласился. А что там за мясо – это не моего ума дело».
Второй водитель говорил то же самое. Оба, кстати, выступили в суде над Ломаковским как свидетели преступления.
Сгубила жадность
«А как задержали организатора контрабанды Ломаковского? – поинтересуется читатель. – Он же остался руководить операцией на Украине?»
История вышла трагикомичная. Узнав о том, что весь товар конфискован, Ломаковский сам приехал в Белгород и встретился с сотрудником регионального ФСБ, которому рассказал легенду о якобы задержанном товаре его лучшего друга и попросил посодействовать, не бескорыстно, конечно же, в возврате оного. По оценке экспертов, конфискованные 12 тонн мяса стоят более 1 млн 956 тыс. рублей.
Мало того, Ломаковский на голубом глазу рассказал оперативнику, что и сам не прочь заняться контрабандой и ищет надёжную «крышу» для своего бизнеса. И для убедительности объяснил, какими тропами контрабандисты перебрасывают через границу товары с Украины в Россию. В общем, на второй встрече с будущей, как ему казалось, «крышей» Ломаковского задержали.
В суде контрабандист вину не признал, а продолжал рассказывать о том, что он якобы лишь пытался быть посредником между неким знакомым и сотрудниками правоохранительных органов. Сам же к контрабандному мясу отношения не имеет. Врал и выкручивался как мог, в общем.
Расплата
Шебекинский районный суд квалифицировал действия Ломаковского по части 1 статьи 226.1 Уголовного кодекса РФ (Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС стратегически важных ресурсов в крупном размере).
Из материалов суда:
«Ломаковский Г.А. совершил тяжкое преступление против общественной безопасности с корыстным мотивом и целью получения дохода от реализации контрабандно ввезённой продукции».
Защита подсудимого, конечно же, обратила внимание суда на то, что у Ломаковского есть несовершеннолетний ребёнок, неработающая жена и больная мама. Он, мол, единственный кормилец в семье. Поэтому не судите строго.
При назначении наказания суд учёл характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, а также смягчающие обстоятельства.
28 декабря 2017 года Ломаковскому огласили приговор: 5 лет лишения свободы в колонии общего режима. Кроме того, он должен заплатить штраф в 500 тысяч рублей.
Апелляционная инстанция Белгородского областного суда оставила приговор без изменения. Он вступил в законную силу.
Весомый отпор
«К сожалению, такие случаи контрабанды не единичны, – рассказали в УФСБ России по Белгородской области. – Контрабандисты не работают в одиночку. Они создают преступную цепочку. Есть, к примеру, организатор, который закупает тот или иной товар. Есть перевозчик до границы. Дальше действует тот, кто доставляет контрабанду на сопредельную территорию, а там его встречают другие подельники. Причём исполнители в целях конспирации зачастую не знают друг друга».
— А что везут в Россию?
— Практически всё. Одежду, электронику, парфюмерию, алкоголь, продукты и, конечно же, наркотики.
— Наверное, на Украину что‑то пытаются вывезти?
— Конечно. Но от нас туда в основном пытаются незаконно вывезти запасные части для железнодорожного транспорта и для военной техники.
— Насколько сложно пресекать такого рода криминальный бизнес?
— Это очень трудоёмкая работа. Порой невозможно полностью отследить всю контрабандную цепочку. Тем более что украинские коллеги с нами не сотрудничают. Но мы стараемся нанести как можно больший ущерб контрабандистам. Конфискуем всю продукцию и транспортные средства. А стоимость их порой достигает десятков миллионов рублей. Вот недавно изъяли 2 783 бутылки элитного алкоголя украинского производства, 500 коробов спортивной брендовой обуви, 90 коробов курительных смесей, 70 коробов с турбинами для автомобилей, 33 короба сигарет, 30 упаковок украинских велосипедов и комплектующих к ним, 12 коробов парфюмерии, 4 поддона с тормозными колодками для локомотивов и 12 машин с удалёнными VIN номерами. Всё это добро оценили более чем в 40 миллионов рублей.
— А откуда у контрабандистов обезличенные автомобили?
— Краденые. Эти, к примеру, угнали из Санкт-Петербурга и Москвы. Преступники используют их для перевозки контрабанды. Стоит на чёрном рынке такая одноразовая машина около 300 тысяч рублей. Её загружают товаром – и вперёд. А если что, то и бросить где‑нибудь в поле или лесополосе не жалко.
— Как часто вам приходится задерживать контрабандистов?
— Два раза в неделю как минимум. Но это, к сожалению, капля в море. Дело в том, что одновременно контрабандная мафия засылает в разных отрезках российско-украинской границы до 60 грузовиков с нелегальными товарами. Это делается с расчётом на то, что в случае задержания пары–тройки таких «мулов» остальные пройдут. Однако мы задерживаем таких деятелей не только на границе, но и регулярно отрабатываем их перевалочные пункты. Так что отпор контрабандистам даём весомый. Это наш вклад в безопасность России.
Послесловие
На днях услышал рассуждения о том, что при нынешней непростой экономической ситуации стоило бы декриминализировать ряд статей Уголовного кодекса. В частности, существенно смягчить наказание за контрабанду. Народу, мол, живётся несладко, поэтому каждый зарабатывает как может.
Думаю, так можно впасть в правовую анархию. Посудите сами. Контрабанда – безобидное, на первый взгляд, преступление. Не душегубство же. Ну, перебросили через границу товар, минуя таможню. Ну, не заплатили положенных налогов и сборов. Государство не обеднеет, а простые люди накормлены и напоены.
Бред! Контрабанда – это одно из самых тяжких преступлений, направленное на подрыв экономической и социальной безопасности государства. Я не стану рассуждать о недоплаченных налогах, которые затем превращаются в разного рода выплаты бюджетникам, социально значимые проекты и прочее. Но кто даст гарантию, что контрабандисты не притащили в страну заражённые продукты или промышленные товары? Или оружие? Поэтому чем жёстче контрабандисты будут наказаны, тем спокойнее наша жизнь.