Автор коллекции Николай Каракулин был, может, единственным мастером чеканки такого уровня на Белгородчине, считает заведующий выставочным залом Юрий Шкута. Два года назад он умер. Его семье осталось немалое художественное наследие. И не только чеканные работы. Николай Васильевич хорошо рисовал, резал по дереву.
«На нашей выставке побывал губернатор Евгений Степанович Савченко. Ему тоже понравился каракулинский «Зодиак», – рассказал Шкута. – Он загорелся, это, говорит, надо передать в художественный музей. Главное, чтобы коллекцию приобрели целиком, нельзя её разрознивать, лишать цельности».
На памятник
«А вот мой знак», – показал на чеканку с замысловатым узором старинных весов сын мастера Юрий Каракулин.
Он вкратце рассказал об истории зодиакальной коллекции:
«Много лет назад была идея установить большие часы на центральной площади. По проекту их должны были опоясывать знаки зодиака. Но чеканки, сделанные отцом, так и остались дома. Коллекция большая, в обычной городской квартире не повесишь. Начал думать, как её пристроить. Первая мысль: детям, внукам подарить, каждому свой знак. Но прикинул: раздам половину, а остальные куда? Не хотелось разрушать коллекцию. Вот и решил целиком продать, а на вырученные деньги поставить отцу на могилке хороший памятник. Мы его похоронили в родной деревне Успенка».
С Юрием встретились на выставке, и он пригласил к себе домой, где продолжил знакомство с работами отца.
Писал портреты Ленина
«Отец родился в 1933 году и много рассказывал про войну, которую хорошо запомнил, про немцев, как голод пережили. Немцы, – вспомнил Юрий одну отцовскую историю, – квартировали у них в доме, а дом стоял на отшибе, на бугорке перед всей деревней. Там был немецкий штаб – и в это же время семеро наших разведчиков в сарае прятались. Дед сильно рисковал. Он когда им еду приносил, всё просил их побыстрее уйти, от беды подальше. Деда в армию не взяли из‑за инвалидности, у него одна нога короче другой была. А как разведчики ушли, он и не видел».
Отец, по словам сына, с детства любил рисовать. Призвали на срочную, служил на Западной Украине и там рисовал. После армии закончил художественно-графический факультет Курского пединститута. Работал художником-оформителем в отделе культуры. Много ездил по колхозам, оформлял красные уголки. Портретов Ленина написал несчётное количество. И в городе сохранились его работы.
«Это сейчас технологии другие, а тогда всё вручную делали», – говорит Юрий.
Что такое чекан?
Чеканкой Николай Каракулин занялся, когда устроился в «Черметэлектроремонт». Как‑то на кусочке медного листа решил попробовать. Получилось. И начальнику понравилось. Тот сразу же дал ему задание сделать десять чеканок на народные темы к приезду японской делегации. Дальше – больше, пошли заказы для подарков в Москву и другие города.
К рабочему инструменту Николай Васильевич относился щепетильно. Только найти его тогда было не так‑то просто.
«В советское время всё же было в дефиците, – улыбнулся Юрий, – за хорошими беличьими кисточками отец в столицу ездил. Сейчас ими пользуется внучка. Я ей так и сказал: храни их, дед за ними ездил аж в саму Москву».
Для чеканки, рассказал сын, у отца имелась масса разных приспособлений. Кроме обычных молоточков, были ещё и деревянные. Большой набор чеканов, это что‑то вроде штемпелей, которыми наносятся различные узоры, объяснил Юрий. Все отцовские инструменты он передал зятю Виталию, который начал проявлять интерес к ремеслу.
«Я не знаю, как отец пришёл к чеканке, где научился этому искусству, думаю, что был самоучкой. Могу только передать, как он работал, – рассказал сын. – Он делал сначала бумажный шаблон узора. Потом этот рисунок на листе меди продавливал. И дальше, насколько хватит фантазии, делал объёмную работу – выстукивал, выдавливал. Работал дома и в гараже. Трудяга был ещё тот. Бывало, ухожу на работу, он стучит, возвращаюсь – продолжает стучать. Это же кропотливая работа, каждую точечку надо выдавить».
Иконы деда
Квартира Юрия Каракулина напоминает художественную галерею. Все стены увешаны картинами – обычными и чеканными. Сюжеты разные – церковные, пейзажи, сказочные. На одном из полотен маслом написан русский богатырь, кулаком сокрушающий тигра.
«Отец переработал сюжет известной китайской картины «Монах Усунь убивает тигра», китайца заменил на нашего мужика. У кого руки заточены под лопату, – уверен Юрий, – такого никогда не сделает. Я, например, технарь. Всю жизнь с машинами. Я точно скажу, какие зазоры клапанов у «Мицубиси Паджеро» 93-го года, но как цвет, краску подобрать – это не моё».
Многие сюжеты Николай Васильевич брал из сказок, литературных произведений. На стенах соседствуют чеканки со стариком Хоттабычем и бой Руслана с головой.
«Он рисовал и чеканил всё, что его интересовало», – говорит Юрий.
Серьёзно увлекала художника религиозная тема. И все иконы обрамлены в чеканные оклады.
Четыре большие иконы, писанные маслом, Юрий по совету дочери передал в церковь, которая рядом с кладбищем, где похоронен его отец.
«Мне дочь сказала: «Пап, ты можешь рисовать?» – «Нет». – «И я не могу. А придут мои дети в церковь и скажут: вот, это дедушка сделал», – рассказал Юрий. – И мне приятно, когда люди в церковь приходят и каждый знает, что эти иконы написал мой отец».