Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13 февраля 2018, 17:20
 Елена Мирошниченко 2590

Боевой командир. Кавалер двух Орденов Красной Звезды 22 года работает учителем

Боевой командир. Кавалер двух Орденов Красной Звезды 22 года работает учителем Фото Вадима Заблоцкого
  • Елена Мирошниченко

Мужчина-учитель в школе, к сожалению, пока что редкость, тем более бывший кадровый военный. Одним своим присутствием боевой командир полка в Афганистане, кавалер двух орденов Красной Звезды, полковник Николай Михайловский, преподаватель ОБЖ в Алексеевской средней школе № 3, мог бы играть огромную воспитательную роль.

Но Николай Васильевич не склонен почивать на лаврах биографии и внешних атрибутах первой профессии. 22 года он передаёт школьникам не только азы предмета, но и собственный опыт: учит дисциплине, ответственности, неравнодушию и стремлению никогда не сдаваться. В свои 73 года (по удивительному совпадению день рождения Михайловского пришёлся на 9 мая) он и коллегам помоложе показывает пример педагогической и общественной активности. Познакомившись с этим человеком поближе, мы искренне позавидовали его ученикам: развиваться под крылом такого педагога – большая удача.

Рассказы о войне

На встречу с нами Николай Васильевич надел парадную форму.

«И уже этого было достаточно, чтобы в библиотеку с утра потянулись третьеклассники: дайте нам книжки про военных», – улыбается библиотекарь Валентина Скорых.

А что говорить про старших учеников, когда они видят, как их учитель командует городским парадом в День Победы? Эту почётную обязанность он выполняет более 20 лет.

Мы встретились с Николаем Васильевичем в день 75-летия Сталинградской битвы. О том, что этот день надо отметить торжественно, сверху никто указаний не давал. Но алексеевские учителя и подумать не могут, что может быть как‑то иначе.

«Каждый урок я начинал с рассказа о важнейшей битве в истории Великой Отечественной. Подобные беседы проходят к каждой памятной дате, их причиной может быть и громкая публикация, очерняющая события войны», – рассказывает Николай Васильевич.

Но что сделать, чтобы рассказ не стал сухим перечислением исторических событий?

«Надо подобрать такие факты, чтобы они затронули детей, – считает Николай Михайловский. – И тогда по их глазам видишь, что им не всё равно. Девочки, бывает, плачут. Например, когда рассказываешь им о Зое Космодемьянской, подвиг которой сегодня старательно пытаются очернить».

Наверное, его рассказы о военных подвигах, о славном боевом пути нашей армии и дети воспринимают по‑особому, потому что Николай Васильевич знает, о чём говорит.

Школа как начало

«Родился в Иловке, школу закончил в Алексеевке, поступал в Тульское артиллерийское училище. Неожиданно – проблемы с давлением, – вспоминает Михайловский. – Вернулся домой, стал в колхозе работать грузчиком. Вызывает меня директор школы, предложил вести математику и физику, а для необходимых часов нагрузки прибавил и ботанику».

Так, с работы учителем началась его трудовая биография. Поэтому, что такое школа и ученики, Николай Васильевич знал не понаслышке.

На следующий год давление не подвело, он стал курсантом военного училища, где сразу проявился характер будущего военного.

«Исключали, если ты не тянул физическую подготовку. Можно за несколько дней справиться с математикой, но как быть с физкультурой? А я подтягивался всего семь раз. Начал бегать: в день – километр, затем – два, три, пятнадцать, двадцать. Первый экзамен – и я сделал пять раз подъём», – вспоминает Николай Васильевич.

В училище он – командир отделения, после окончания – командир взвода и батареи в Германии, командовал артиллерийскими частями в Нахичевани и в Баку, затем – военная академия в Ленинграде. Далее служба в Одессе – командование учебным артиллерийским полком в Николаеве. Особая страница в биографии – два с половиною года командир артиллерийского полка в Афганистане.

Через год службы в горячей точке его наградили орденом Красной Звезды, ещё через год –
второй орден.

«Ордена получил за выполнение боевых операций, – скупо объясняет полковник Михайловский. А потом с сожалением добавляет: – Очень жалею, что не вёл в то время дневник».

Операции менялись одна за другой, ведь, по его словам, без артиллерии никто не воюет и не идёт вперёд. Война не щадила ни рядовых, ни их командиров, отдающих приказы.

«При выполнении боевого задания погиб мой друг – командир танкового полка, потом подорвался на фугасе командир дивизиона», – вспоминает полковник.

После Афганистана Михайловский продолжил службу, а во время развала Союза ушёл на пенсию по выслуге лет.

Когда возвращался в родное село ухаживать за родителями, твёрдо знал – будет работать учителем.

Кадеты

Работа Михайловского в школе – это история становления кадетского движения в Алексеевке.

«Сначала я был против, так как и до сих пор считаю, для воспитания кадетов нужен отдельный корпус, в котором бы они жили, со своей дисциплиной, программой», – говорит Николай Васильевич.

Но время доказало целесообразность и иной формы работы. Сегодня в школе девять кадетских классов. Они несут вахту памяти у братских могил, участвуют в «Зарнице», спортивных состязаниях, но главное для ребят – это участие в параде Победы. Каждый год ровные ряды кадетов, чеканя шаг, радуют командующего парадом. Готовятся с сентября, каждую неделю. Михайловский ведёт по два часа строевой подготовки в каждом кадетском классе. Ребята, отслужившие в армии, утверждают, что маршировали лучше своих командиров. Только в прошлом году четыре выпускника кадетских классов стали курсантами военных училищ. Про их оценки по строевой подготовке можно и не говорить.

Наш герой не ограничивает себя школьной программой ОБЖ. Когда девятый класс, в котором он был классным руководителем, стал отставать по математике, решил сам проводить дополнительные занятия. Ученики удивились, но от занятий не отлынивали. Но есть то, во что он не может вмешаться и что его не радует.

«Раньше в кадетских классах было три урока ОБЖ в неделю, занимались стрельбой, строевой подготовкой, теорией. Сейчас по программе остался один», – сетует Николай Михайловский.

По поводу того, что строевой подготовкой в наших школах, бывает, руководит женщина-учитель пенсионного возраста, Михайловский недоумевает: неужели так трудно это сделать мужчине – учителю ОБЖ?

Волнует Николая Васильевича и то, что за последние годы вычёркивается немало составляющих военно-патриотической работы.

«Уже пять лет, как старшеклассники по ряду причин перестали стрелять из автоматов на военно-патриотических сборах. Не смогли они это сделать и при посещении военной части. А ведь это так важно для мальчишек», – говорит полковник в отставке.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×