Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
08 февраля 2018, 17:03
 Оксана Придворева 1843

Простая наша жизнь. Почему белгородского художника Тюрина называют живописцем по сути

Простая наша жизнь. Почему белгородского художника Тюрина называют живописцем по сути Алексей Тюрин. Фото Владимира Юрченко
  • Оксана Придворева
  • Белгородская правда

«Мы люди простые, от земли, всё к земле и сводится. Без этого я не понимаю жизнь. Не интересуют меня какие‑то красоты. Крайне простая наша жизнь – в ней вся красота», – рассказывает член Союза художников России Алексей Тюрин мне и моим коллегам на вернисаже в «Родине».

Вторая персональная

Первая персональная выставка Алексея Тюрина прошла в Белгороде пять лет назад, её приурочили к 75-летию художника. До неё никогда ранее живопись Тюрина не демонстрировалась в одном зале в таком количестве (тогда для экспонирования художник отобрал 75 своих работ). По отзывам коллег-художников, специалистов от культуры и неравнодушных к этому виду искусства зрителей, давно ожидаемая выставка стала в какой‑то степени неожиданностью. Алексей Михайлович – художник безмерного трудолюбия и такой же скромности – в тогдашней экспозиции, что называется, очертил свой круг интересов, показав собственный взгляд на мир. Чистый, ясный и незамутнённый.

Новую персональную выставку (и вновь к юбилею) Алексея Тюрина открыли на прошлой неделе в «Родине». В экспозиции – сто картин, написанных, как отмечает сам автор, за последние пять–шесть лет. Работы Алексея Михайловича разместили едва ли не во всём пространстве выставочного зала.

Как водится на вернисажах, до торжественных речей и поздравлений многочисленные зрители неспешно бродят по залам, останавливаясь у заинтересовавших их работ.

«Это же моё детство сибирское», – поражается одна из посетительниц.

А сам Тюрин продолжает делиться наблюдениями:

«Вот смотришь на халупку – там семья целая выросла, столько поколений прошло. Она завалилась, халупка, а сколько там теплоты. Хочется зайти и написать: там судьбы прошли».

Только то, что волнует

Алексей Тюрин родился в Красноярском крае, с 1959 года живёт в Белгороде. Пере-ехав в областной центр, он, во многом художник-самоучка, окончивший Заочный народный университет искусств, познакомился с Львом Блякницким, Александром Мамонтовым, Маратом Парахненко. Вместе с ними и другими товарищами создавали региональное отделение Союза художников России. Тюрин вспоминает: о художниках по их работам уже знали в Москве, но в Белгороде ещё не существовало профессиональной организации. С 1975 года Алексей Михайлович – член Союза художников.

Фото Владимира Юрченко

В пейзажах – а Тюрина называют большим мастером именно этого жанра – он воскрешает в памяти родные с детства места, подмечает увиденные когда‑то и пишет теперешние, в которых он сейчас – весь сам. Большую часть времени Алексей Михайлович проводит в новооскольском Тростенце. Там он пишет этюды и большие картины.

Увидеть своими глазами, пропустить через себя, принять близко к сердцу – из этого, как кажется, и рождаются творческие замыслы у Тюрина. Русские печки, банька, хатки, сараюшки колоритны в его картинах так же, как и зеленеющие луга или вдумчиво-отживающая осень.

«Да оно же всё живое!» – вновь доносится тихий возглас посетителей.

Ответит на это сам Алексей Михайлович:

«Почему не пишу портреты? Потому что мне нужен человек в действии. Не хочу делать случайные дела, а только то, что меня волнует. Здесь, на выставке, то, что меня тронуло».

А ещё Тюрин признаётся, что с детства интересовали его иллюстрации к сказкам. На выставке примеры тому легко находятся с одной лишь оговоркой: до сказочного, чуть подёрнутого маревом авторской фантазии, он доводит сюжеты вполне обыденные. Так в полудрёме «Цветёт вишня», таковы своеобразный парафраз васнецовской «Алёнушки» – картина «У речки» и «Тростенецкая певица» с «Тростенецкой красавицей».

Много, с болью и состраданием, говорит художник в своих работах о войне.

«Два моих старших брата прошли всю войну, вернулись израненными», – рассказывает он.

Я долго стояла у картины «Прохоровское поле». Советские солдаты наблюдают, как нестройными колоннами уходят потерпевшие поражение противники. Они смотрят на толпу врагов удивлённо, без злобы и ярости. В их головах как будто бы идёт в этот момент работа, они сами себе отвечают на вопрос: «Как эти люди оказались способными на страшные зверства?».

Фото Владимира Юрченко

Я ещё пишу…

О феноменальной требовательности Тюрина к самому себе говорят его коллеги. Да и сам он такую самокритичность не отрицает.

«Попадаешь в его мастерскую – кругом только живопись: она у него везде, на руках, на одежде, на полу. Это его мир, в котором он наедине с красками и состоянием «письма», – рассказывает член Союза художников России Ольга Попова. – Говоришь: «Алексей Михайлович, подходит выставка, дадите работу?» – «Оля, я ещё пишу». Он их не заканчивает, он их пишет всегда. Алексей Михайлович – это живописец по сути. Это природное его состояние и другого состояния у него просто нет».

«Это моя болезнь. Одну работу могу переделывать, пока своего не добьюсь. Пока она не устроит мою душу, я никак её не могу показывать», – говорит сам Алексей Михайлович.

«Действительность, в которой мы живём», «ощущение встречи с чем‑то родным, честным и чистым» – так отозвались о выставке её первые посетители. А Алексей Тюрин лишь скромно приглашает всех познакомиться с тем, каким он видит мир, и поделиться, совпадают ли впечатления.

Выставка продлится до 27 февраля.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×