Вторая персональная
Первая персональная выставка Алексея Тюрина прошла в Белгороде пять лет назад, её приурочили к 75-летию художника. До неё никогда ранее живопись Тюрина не демонстрировалась в одном зале в таком количестве (тогда для экспонирования художник отобрал 75 своих работ). По отзывам коллег-художников, специалистов от культуры и неравнодушных к этому виду искусства зрителей, давно ожидаемая выставка стала в какой‑то степени неожиданностью. Алексей Михайлович – художник безмерного трудолюбия и такой же скромности – в тогдашней экспозиции, что называется, очертил свой круг интересов, показав собственный взгляд на мир. Чистый, ясный и незамутнённый.
Новую персональную выставку (и вновь к юбилею) Алексея Тюрина открыли на прошлой неделе в «Родине». В экспозиции – сто картин, написанных, как отмечает сам автор, за последние пять–шесть лет. Работы Алексея Михайловича разместили едва ли не во всём пространстве выставочного зала.
Как водится на вернисажах, до торжественных речей и поздравлений многочисленные зрители неспешно бродят по залам, останавливаясь у заинтересовавших их работ.
«Это же моё детство сибирское», – поражается одна из посетительниц.
А сам Тюрин продолжает делиться наблюдениями:
«Вот смотришь на халупку – там семья целая выросла, столько поколений прошло. Она завалилась, халупка, а сколько там теплоты. Хочется зайти и написать: там судьбы прошли».
Только то, что волнует
Алексей Тюрин родился в Красноярском крае, с 1959 года живёт в Белгороде. Пере-ехав в областной центр, он, во многом художник-самоучка, окончивший Заочный народный университет искусств, познакомился с Львом Блякницким, Александром Мамонтовым, Маратом Парахненко. Вместе с ними и другими товарищами создавали региональное отделение Союза художников России. Тюрин вспоминает: о художниках по их работам уже знали в Москве, но в Белгороде ещё не существовало профессиональной организации. С 1975 года Алексей Михайлович – член Союза художников.
В пейзажах – а Тюрина называют большим мастером именно этого жанра – он воскрешает в памяти родные с детства места, подмечает увиденные когда‑то и пишет теперешние, в которых он сейчас – весь сам. Большую часть времени Алексей Михайлович проводит в новооскольском Тростенце. Там он пишет этюды и большие картины.
Увидеть своими глазами, пропустить через себя, принять близко к сердцу – из этого, как кажется, и рождаются творческие замыслы у Тюрина. Русские печки, банька, хатки, сараюшки колоритны в его картинах так же, как и зеленеющие луга или вдумчиво-отживающая осень.
«Да оно же всё живое!» – вновь доносится тихий возглас посетителей.
Ответит на это сам Алексей Михайлович:
«Почему не пишу портреты? Потому что мне нужен человек в действии. Не хочу делать случайные дела, а только то, что меня волнует. Здесь, на выставке, то, что меня тронуло».
А ещё Тюрин признаётся, что с детства интересовали его иллюстрации к сказкам. На выставке примеры тому легко находятся с одной лишь оговоркой: до сказочного, чуть подёрнутого маревом авторской фантазии, он доводит сюжеты вполне обыденные. Так в полудрёме «Цветёт вишня», таковы своеобразный парафраз васнецовской «Алёнушки» – картина «У речки» и «Тростенецкая певица» с «Тростенецкой красавицей».
Много, с болью и состраданием, говорит художник в своих работах о войне.
«Два моих старших брата прошли всю войну, вернулись израненными», – рассказывает он.
Я долго стояла у картины «Прохоровское поле». Советские солдаты наблюдают, как нестройными колоннами уходят потерпевшие поражение противники. Они смотрят на толпу врагов удивлённо, без злобы и ярости. В их головах как будто бы идёт в этот момент работа, они сами себе отвечают на вопрос: «Как эти люди оказались способными на страшные зверства?».
Я ещё пишу…
О феноменальной требовательности Тюрина к самому себе говорят его коллеги. Да и сам он такую самокритичность не отрицает.
«Попадаешь в его мастерскую – кругом только живопись: она у него везде, на руках, на одежде, на полу. Это его мир, в котором он наедине с красками и состоянием «письма», – рассказывает член Союза художников России Ольга Попова. – Говоришь: «Алексей Михайлович, подходит выставка, дадите работу?» – «Оля, я ещё пишу». Он их не заканчивает, он их пишет всегда. Алексей Михайлович – это живописец по сути. Это природное его состояние и другого состояния у него просто нет».
«Это моя болезнь. Одну работу могу переделывать, пока своего не добьюсь. Пока она не устроит мою душу, я никак её не могу показывать», – говорит сам Алексей Михайлович.
«Действительность, в которой мы живём», «ощущение встречи с чем‑то родным, честным и чистым» – так отозвались о выставке её первые посетители. А Алексей Тюрин лишь скромно приглашает всех познакомиться с тем, каким он видит мир, и поделиться, совпадают ли впечатления.
Выставка продлится до 27 февраля.