Обед у воробья
В кормушках, развешанных возле станции, рассказывает её директор Ирина Луцык, столуются вездесущие воробьи, большая синица, лазоревка, большой и малый пёстрые дятлы. За едой заставали свиристелей и поползня, однажды застукали седого дятла. Завтракать птицы прилетают с утра, обедают где‑то около полудня, на последнюю кормёжку прилетают после четырёх. Такой у них режим.
«Подкармливаем пшеном, хлебушком можно кормить. Белым можно, а чёрным нельзя, как и ржаным, потому что в нём дрожжей много, – рассказывает Коля Бокоч. – В прошлом году делали птичьи тортики».
Птичьи тортики готовят на станции в Весёлой Лопани и этой зимой.
«Хорошая вещь, долгоиграющая – едят тортик птицы больше недели и съедают дочиста. Готовится он просто, – говорит Ирина Луцык. – Птичий корм, пшено или семечки заливаем в форме смальцем (вместо смальца можно использовать разведённый в воде желатин. – Прим. авт.), оставляем застывать. Чем хорош такой тортик? Здесь жир – основа всего».
А теперь о грустном.
«Статистика показывает, что из десяти зимующих синичек восемь погибают. Поэтому наше дело – их подкармливать», – объясняет Луцык.
Подкармливают птиц на станции каждый день, такой же распорядок советуют и тем, кто решит позаботиться о пернатых. Здесь призывают не вредить птицам, насыпая в кормушки неподходящую еду. Поэтому острое, солёное и кислое проносим мимо кормушки. Отправьте в мусорную корзину, а не за окно для синичек и воробьёв испортившиеся продукты из собственного холодильника.
«Все понимают, что такое несварение желудка, – говорит Ирина Луцык. – К нему добавляются холод и отсутствие другой еды. Конечно, от голода птицы могут съесть то, что вы им предложите. Но у них, к счастью, есть инстинкт самосохранения».
Зимние угощения
С заготовкой корма – семян сорной растительности – и кормушками станции юных натуралистов помогло местное лесничество, привезли три 50– килограммовых мешка и сами птичьи столовые. Кормом и кормушками станция поделилась со школами.
В кормушку можно насыпать и магазинную кормовую смесь для птиц.
«Самая лучшая – канареечная. Вообще все смеси для птиц вреда не принесут, потому что они адаптированы. Давайте смело, – рассказывает директор станции юннатов. – Беспроигрышный вариант и то, что можно найти дома: пшено, чищеные и нечищеные семечки, несолёное сало и несолёный мясной фарш».
Если положить в кормушку сало куском примерно 20 х 20 сантиметров, то после оставшуюся от птичьих обедов и ужинов кожуру можно будет использовать как скребок. Куска таких размеров и толщиной в 10–12 сантиметров птицам хватит на неделю. Если кормушки нет, кусочек сала можно просто насадить на крепкую ветку.
Кстати, о кормушках. Деревянные кормушки прослужат в среднем лет пять, фанерные проживут год. Кормушки из пластиковых бутылок тоже недолговечные.
За разговорами разложили птичий ужин по всем кормушкам. Осталась последняя, где орудовал сальным скребком Коля:
«Сначала чистим, чтобы не осталось ни снега, ни старого корма. Потом сало оставляем на месте, досыпаем корм. На день примерно жменьку-две».
Что ещё можно положить в кормушку? Замоченную гречневую крупу. Оценят её птицы в начале и конце зимнего сезона, когда не ударили морозы. Перекусят пернатые и тыквенной кашей без сахара и соли, делится опытом Ирина Владимировна.
И напоследок интересуемся у Ирины Луцык и юных натуралистов: есть ли вкусовые предпочтения у отдельных птиц?
«Семечки сразу вне конкуренции. Эту мелочь – семена сорной растительности – едят не все: воробьи съедят, а синички и дятлы на неё не обращают внимания. Дятлы прилетают на сало. Воробьи к тому же объедают кусты бирючины у нас под окном. Объели птицы и рябину в этом году, тольк-только первые морозы осенью пришли. Подмороженная, мягкая ягода для них – самое то: расклёвывать хорошо».