26 декабря он в паре с Романом Нагучевым отработал на игре чемпионата Англии «Уотфорд» – «Лестер».
В полдень 29 декабря «Матч ТВ» подвёл итоги зрительского голосования во втором, заключительном туре. Здесь успех и настиг 18-летнего парня из села Завидовка Яковлевского района: Иван Чернышёв обошёл ближайшего преследователя – 27-летнего барнаульца Михаила Меламеда – на 700 голосов и стал победителем конкурса. 30 декабря, перед самым вылетом в Москву на матч «Интер» – «Лацио», который Ивану предстояло комментировать вместе с Константином Геничем, Чернышёв в аэропорту Белгорода пообщался со «Спортивной сменой».
О конкурсе и накрутках голосов
— Иван, как ты узнал о конкурсе?
— В июле «Матч ТВ» об этом объявил, и я подал заявку. Таких, как я, оказалось полторы тысячи. Тем, кто захотел стать комментатором, прислали концовку финала Лиги чемпионов «Реал» – «Атлетико», где «сливочные» отыгрались на последних минутах, а потом выиграли в серии пенальти. Записи потом отсматривали комментатор Георгий Черданцев, бывший футболист Александр Кержаков, руководители телеканала. Первый этап прошёл ещё в конце августа. Из‑за большого количества присланных работ второго тура ждали аж до декабря…
— Ты сам в прямом эфире этот финал смотрел?
— Конечно! Матч очень интересный: «Реал» давил-давил, наконец‑то забил. В конце концов, это финал Лиги чемпионов! Наверное, поэтому он у меня получился лучше, чем тот, который дали во втором туре.
— А что тебе досталось во втором туре?
— ЦСКА – «Локомотив». Там мяч катали-катали, потом наконец‑то забили. ЦСКА надо было набирать очки, и они забегали, только когда пропустили.
— Конкурсное голосование было в «ВКонтакте». Не боялся накрутки?
— В финале был резкий рост количества голосов. Но накруткой никто из нас не занимался — за это грозила дисквалификация. У Миши (Меламеда – прим. ред.) в первом туре заблокировали 776 голосов. Они были от друзей. Он потом на канал высылал скриншоты, что всё это живые люди, а не боты. Всё проверялось, так что на гневные комментарии я не обращал внимания. Да и вообще, ботоводством заниматься – позор
О разговорчивости
— Футболом давно увлекаешься?
— Начал его смотреть ещё с отцом, когда наши на чемпионате Европы взяли бронзу. «Зенит» тогда выиграл Кубок УЕФА, поэтому и сегодня я за него болею. До сих пор в глазах, как он «Баварию» 4:0 обыгрывает.
— А когда попробовал комментировать матчи?
— Всё началось с игры FIFA (серия симуляторов футбола для игровых приставок и компьютеров – прим. ред.). Мы собирались с друзьями и играли, я от нечего делать начинал комментировать. Потом стало интересно. Тогда шёл чемпионат мира по футболу, и я пробовал комментировать. Кричал: «Как Бразилия так проиграла», когда она немцам сгорела. В конкурсе я хотел поучаствовать ещё в прошлом году, но там стояло возрастное ограничение, а мне ещё не было 18 лет. В этом году на момент начала конкурса я тоже был ещё несовершеннолетним, но в правилах в этот раз ничего о возрасте не было, и я рискнул. К тому же в футбол играю на любительском уровне – в Белгородской любительской лиге 8 на 8. Там тоже всё время надо говорить, что‑то подсказывать.
— Многих бесит, когда на поле кто‑то всё время так делает…
— Я так веду себя только на скамейке. Есть у нас в команде Степан Михайленко – он сам много забивает, но за игру может со всеми переругаться. Промахнёшься, бывает, по воротам, а он кричит: «Молодец! Бей мимо! Правильно!» Это раздражает.
О славе
— Помнишь утро, когда ты проснулся знаменитым?
— На самом деле, о конкурсе написали только пара пабликов в «ВКонтакте» и Федерация футбола. А когда появилась информация о победе, все стали писать, поздравлять, всем надо ответить – ужасный был день. Всё время отвечаешь на вопросы, тяжело.
— Как вышло, что победителей в итоге оказалось двое?
— Нам заранее сказали, что, скорее всего, будут привлекать ещё кого‑то кроме победителя. Михаил Меламед из Барнаула в итоге ненамного отстал и тоже победил. Общался с ним, говорит, скоро матч дадут.
— Сколько матчей в неделю тебе придётся комментировать?
— Будет нормально, если один в неделю. Иначе будет тяжело постоянно ездить в Москву – я же учусь на юриста на третьем курсе в правоохранительном колледже имени Бурцева. На выходные смогу уезжать. А так о переезде пока рано думать, девушка в параллельной группе. Надо доучиться.
— Почему туда пошёл учиться, а не на журналиста?
— Хотел стать полицейским. Но теперь я не подхожу по здоровью. Ходил в военкомат, ругался, что всю жизнь ломаете. Но нет, говорят, нельзя. Теперь надо просто окончить колледж.
О «Матче»
— Перелёты кто оплачивает?
— И их, и гостиницу оплачивает канал. Я в прошлый раз вообще впервые в жизни летел на самолёте. Думал, туда на кукурузнике полечу, раз не за свой счёт. Но нет, нормальный самолёт.
— На «Матче» есть своя специфика? Говорили, что там есть стоп-слова, которые нельзя произносить в эфире…
— Пока ничего даже не говорили об этом. Больше про легендарную комнату № 16, где комментаторы сидят. Говорят, что это святыня. Роман Нагучев рассказывал, что это главная каморка. По пробным репортажам мне никто ничего не говорил, что я что‑то лишнее сболтнул.
О первом опыте
— Что хотел бы комментировать?
— Болею за «Барселону», надеялся, что дадут Ла Лигу, но досталась английская Премьер-лига. Я в ней слежу только за афишными играми, но считаю её второй по силе. Там вне зависимости от вывески матч интересный. Я комментировал «Уотфорд» – «Лестер», и это подтвердилось, хоть и играли 10-е с 11-м местом. Нагучев шутил, что кроме белгородцев, переживающих за меня, эту игру никто не посмотрит.
— Как тебе первый опыт?
— Я весь матч потом не пересматривал, обзор посмотрел. Вроде нормально. Конечно, где‑то заикался, где‑то слова перепутал, но все комментаторы мне сказали, что в первый раз это нормально: у всех нервы бывают. Сейчас нервы вроде успокоились. Это уже не конкурс. Буду комментировать итальянский чемпионат с одним из своих кумиров – Константином Геничем.
— Почему он?
— Он самый лучший из тех, кого я застал. К тому же за «Барсу» болеет и его часто показывают по ТВ. Уверен, что он поможет мне настроиться на репортаж (напомним, что разговор происходил в аэропорту перед вылетом Ивана в Москву на матч «Интер» – «Лацио» – прим. авт.).
О подготовке
— Как готовился к матчу?
— Изучил составы, посмотрел, сколько кто забивает дома и в гостях, сколько пропускают, историю личных встреч. Почитал про Икарди и Иммобиле — главных бомбардиров. С 2008 года «Интер» всегда забивает в домашних матчах. Это железная ставка. Джанлука Рокки в этом сезоне провёл семь матчей и назначил восемь пенальти, а в последних трёх он их назначал по два. И «Лацио» он судил дважды, и дважды ставил пенальти. Интересно было бы поставить на то, будет ли пенальти в этой встрече или нет (матч закончился со счётом 0:0 – прим. авт.).
— Ты делаешь ставки?
— Раньше любил ставить. Зарегистрировался по маминым данным и играл. Так интереснее смотреть. Я когда начинал ставить, то никогда бы не подумал, что буду смотреть матчи португальской или других лиг.
— Как ты считаешь, комментатор должен говорить о том, что происходит на поле, или рассказывать истории?
— Статистика – это важно. Думаю, что во время трансляции это интересно знать, сколько какой игрок забил. За 90 минут можно успеть рассказать и об истории встреч, и о происходящем на поле. Если просто передачи комментировать от одного футболиста к другому, то это будет скучно. Взять, к примеру, ЦСКА: там же половину времени придётся повторять «Березуцкий – Игнашевич – Щенников»! Если нет ничего опасного на поле, тогда можно давать статистику.
О звёздах
— Кого‑нибудь из кумиров встретил в «Останкино»?
— Юрия Розанова. Он для меня даже круче Черданцева и Генича. Но и сфотографироваться с ним не успел. Мы с консультантом заходили в кабинет, а тут Юрий Альбертович. Он очень большой. Я думал, он меньше. Я не знал, что сказать, и просто поздоровался. После эфира тоже не получилось – он ушёл комментировать хоккей, где наши с чехами играли. Думаю, в этот раз надо исправить – очень хочу с ним пообщаться.
— А с другими комментаторами как проходило общение?
— У меня на руке крупный перстень, и Генич прикалывался, что я – победитель белгородского NBA. Нагучев вообще по‑доброму отнёсся, как к другу. На первый матч я опаздывал: в Белгороде рейс задержали, а потом самолёт в Москве долго не мог сесть. Поэтому я добирался как мог на встречу с Ромой. Мы с ним договаривались встретиться за час до игры. В «Останкино» и зайти не так легко – два паспортных контроля. А Черданцев, оказывается, Юрий на самом деле! Нагучев сказал, что на Жору он обижается…
— Чем интересовались твои коллеги?
— Спрашивали, почему я не комментирую волейбол – Белгород же его столица. Но мне больше нравится биатлон и его великолепный комментатор Дмитрий Губерниев. Хоккей ещё хочу попробовать покомментировать. Меня уже пригласили комментатором на корпоративную спартакиаду одной крупной компании.
О планах
— Как знакомые относятся к твоему успеху?
— В деревне все знают, что я выиграл конкурс. Говорят, что молодец, но переживают, что брошу учёбу. Но об этом вообще рано говорить. Со мной ещё никто не связывался, контракта я не видел. Сейчас моя задача – закрепиться на канале и получить образование. Вообще все комментаторы становятся ими после конкурсов – тот же Розанов выигрывал нечто подобное в 1980-х. А все современные комментаторы почти все вышли из конкурсов НТВ+.
— Что тебя ждёт дальше?
— Понятно, что я не буду комментировать на самом «Матче» «Реал» – «Барселона», но есть же ещё несколько каналов. Матчевская «Арена» даже ФНЛ показывает. Я бы с удовольствием метнулся куда‑нибудь в Курск или, если «Энергомаш» пройдёт в стадию Кубка, которую показывать будут, сам попрошусь на него.
— Можешь назвать самый крутой матч, который ты видел?
— Россия – Голландия на Евро-2008. Наши ребята прекрасно играли. Да ещё и с великолепными комментариями Черданцева. «Я сейчас закончу всё здесь!», «Колодин – пушка страшная», – это же оттуда всё.
Мы созвонились с Иваном уже после того, как он прокомментировал матч «Интер» – «Лацио» вместе с Константином Геничем. К слову, в Сети многие ругали более опытного комментатора, который всё время поправлял и троллил Чернышёва. Сам Иван относится к этому спокойно и с юмором:
«Да всё там происходило по‑доброму. Я его случайно назвал Генычем, Марко Пароло я переименовал в Мико, Симоне Индзаги перепутал с его братом Филиппо. Так что Константин только жёсткие ошибки исправлял. Он меня потом в гостиницу отвёз. А конкретного предложения от телеканала мне пока не сделали, говорят, что есть несколько вариантов».