Полковой священник
Фёдор Каракулин родился в 1890 году, окончил Курскую семинарию и накануне Первой мировой войны стал служить в Николаевской церкви в Томаровке Белгородского уезда (в советское время она была разрушена). Также отец Фёдор преподавал Закон Божий. В музее томаровской школы есть копия похвального листа, выданного Николаю Кайдашову. На нём – подпись Фёдора Каракулина. Уже в то время он успел проявить себя с лучшей стороны и получил первую награду – набедренник.
Проходит несколько лет и отец Фёдор отправляется на фронт, где служит полковым священником. В дореволюционные годы церковь была неотделима от армии. Первые известные упоминания о русских полковых священниках относятся к XVII веку. Они поддерживали боевой дух солдат, утешали раненых, отпевали погибших, исповедовали и причащали военнослужащих, совершали богослужение в походных церквях, под которые зачастую оборудовали обыкновенные палатки. Полковые священники помогали медицинскому персоналу. В годы Первой мировой войны они делают перевязки, создают общества помощи для пострадавших от войны.
Фёдор Каракулин служил священником 82-го Сибирского стрелкового полка. Его награждают орденом святой Анны третьей степени с мечами и вскоре переводят в Отдельную Балтийскую морскую дивизию. Он попадает в румынский город Сулин. А через два месяца полк переводят в район Измаила. Отец Фёдор обустраивает полковую церковь, помогает заботиться о раненых. За эти труды ему пожаловали ещё одну награду – скуфью (головной убор православного духовенства).
Между тем обстановка в армии становится всё сложней. Солдаты не хотят воевать. Госпитали наводняют симулянты. Февральская, а затем Октябрьская революции в России приводят к произволу по отношению к офицерам. В январе 1918 года выходит указ «О расформировании всех управлений духовного ведомства». Всех военных священников увольняют. Отец Фёдор не принял революцию и присоединился к отряду полковника Михаила Жебрака, оставившего большой след в истории белого движения на юге России.
Гражданская война
Каракулин, Жебрак и ещё почти полторы сотни офицеров присоединяются к бригаде Дроздовского. С Румынского фронта дроздовцы отправляются на Дон. Там они соединились с Добровольческой армией генерала Корнилова, чтобы вместе бороться против советской власти. В истории дроздовцы остались одним из самых бесстрашных соединений Добровольческой армии. Объединённые идеей установления конституционной монархии, они обладали высокими моральными качествами и крепким боевым духом.
Это были почти три тяжелейших года, во время которых дроздовцы участвовали в 650 боях. Фёдор Каракулин разделил с ними все тяготы Гражданской войны.
В 1920-м он вместе с остальными эвакуировался в турецкий Галлиполи. Оттуда вместе с полком отец Фёдор отправляется в Болгарию, где становится настоятелем сначала в Велико Тырново, а затем в одной из сельских церквей Старо-Загорской епархии.
Приход во Франции
В 1926 году Каракулин стал служить во французском городе Шалетт. После революции за рубежом оказалось множество русских эмигрантов. Поэтому во многих местах стремились создать православные приходы. Однако дело это было нелёгким. Денег не хватало. Служить зачастую приходилось не в самых лучших условиях.
Недалеко от Парижа располагается старинный городок Монтаржи. В ХХ веке там жило немало русских людей, которые работали на резиновом производстве. Не один раз, особенно перед главными православными праздниками, оттуда приходили прошения прислать священника. И однажды туда отправился отец Фёдор, который решил обустроить в Монтаржи православный русский приход.
Поначалу для богослужения выделили неудобный барак. Но ходили туда далеко не все члены русской общины. Не все из них были людьми верующими. Некоторые предпочитали молитве в церкви посиделки в бистро. Но упорный отец Фёдор взялся за перевоспитание местных обитателей. И через время ситуация изменилась.
«В 1934 году купили кусок земли поодаль от бараков и выстроили прекрасный храм, просторный, светлый, с колокольней; вокруг него разбили цветник; а рядом, тоже на собственной земле, построили дом, в котором помещается теперь школа, зал для общественных собраний, библиотека. Почувствовалась под ногами твёрдая почва: свой храм, своя земля, свой «Русский дом»! Нет прежнего ощущения распылённой нищей братии, чувства заброшенности, бездомности… Приход в Монтаржи такое же моё утешение, как и приход в Кнютанже. Я люблю там бывать. Атмосфера чистая, мирная, приятная. Приходская организация крепкая. Отношение к церкви живое и активное. Если бы все приходы были такие!» – вспоминал митрополит Евлогий (Георгиевский).
Отец Фёдор умер в 1937 году. Ему было всего 47 лет. Перенесённые испытания сказались и на его здоровье, и на внешнем облике. Он очень быстро постарел. Но до конца жизни остался верным своему духовному предназначению. И в Томаровке, и на фронте, и за границей он продолжал ревностно служить Богу.