Анастасия выступает в жёстком стиле с оружием и без. В ноябре она заняла первое место на чемпионате мира в Будапеште. Победу ей принесло выступление с оружием. «Белгородские известия» встретились с чемпионкой и расспросили её о спортивной карьере, учёбе и планах на будущее.
— Анастасия, поздравляем ещё раз с победой! В этом году белгородки вновь стали лучшими?
— Так и есть. На чемпионат мира в Будапешт из Белгорода мы поехали втроём: я, Анна Самыгина и Ангелина Копытова.
Мы с Ангелиной выступали в одной категории – жёстком стиле. Я заняла первое место в жёстком стиле с оружием, Ангелина – второе. В жёстком стиле без оружия мы поменялись местами.
— А в какой стране у вас традиционно самые сильные соперники?
— Каждый год по‑разному. Постоянные лидеры американцы и ирландцы. Они всегда претендуют на первое место. Мы их местные соревнования смотрим на YouTube, чтобы понять, что они сделали новое.
Этот вид спорта постоянно развивается. Если посмотреть соревнования 2010 года и сегодняшние выступления тех же детей, то можно увидеть, насколько с каждым годом растёт уровень мастерства.
— Значит, каждый год соревнуетесь не только с соперниками, но и с самим собой?
— Конечно! Ты съездил на соревнования: сделал новую фишку, её все увидели, узнали, повторили. На следующие соревнования нужно сделать в два раза сложнее, чтобы было тяжелее повторить. Нужно постоянно удивлять.
— Какие у вас сейчас планы?
— Я очень хочу поехать на ежегодный Кубок в Ирландию. Считается, что в моём разделе там выступают спортсмены самого высокого уровня – очень почётно выиграть его. В прошлом году собиралась поехать, но получила травму колена, когда готовилась к этим соревнованиям. Больше месяца в гипсе провела.
— Травмы для кикбоксинга постоянное дело?
— Мы часто начали получать их во взрослом возрасте. На последние соревнования и я, и девчонки с травмами ездим. Когда ты маленький, всё даётся легче: на разминку максимум 30 минут, и поскакал, ты выносливее по дыхательной системе, да и в целом физически более вынослив.
Поэтому и говорят, что для спортсмена 18 – уже возраст. На разминку уходит не меньше часа, и если не дай бог что‑то не разомнёшь, то порвёшь мышцы.
В детстве травмы случались редко – переломы в основном. А вот сейчас, если неправильно выполняешь упражнение, то можешь получить серьёзную травму.
— Вы выступаете в разновидности кикбоксинга «музыкальные формы». Это невероятно зрелищное направление…
— Да. Я выступаю в жёстком стиле. Это постоянная динамика. Ты работаешь не выдыхая. Как будто тебя завели. При этом для нас очень важный аспект – эмоциональность. Нужно быть почти артистом: сделать такой взгляд, выражение, чтобы пошли мурашки у зрителей и судей. Если ты безэмоционально делаешь набор движений, то не добьёшься успеха.
— А кто подбирает музыку перед выступлением? Есть отдельные правила на этот счёт?
— Когда спортсмены маленькие – музыку выбирает тренер. Лет с 16 выбираем сами. Если музыка тебя заряжает, тебе хочется работать под неё и у тебя это получается, то ты сделал верный выбор.
Я стараюсь менять музыку каждые соревнования. Свою программу каждую тренировку я отрабатываю раз по пять. И если слушать одну и ту же музыку столько, то она надоест.
Музыкальная составляющая очень важна. В правилах прописано, что спортсмен должен выполнять всё чётко в такт. Сбился – минус.
— Анастасия, вы студентка Института энергетики, информационных технологий и управляющих систем БГТУ имени Шухова. Часто спортсмены идут на спортфак, а вы учитесь на программиста. Почему такой выбор?
— У меня семья программистов: мама, папа, бабушки, дедушки – все имеют технические специальности. Мои родители закончили ту же специальность, что и я сейчас получаю. Нас сейчас обучают некоторые преподаватели, которые учили моих родителей.
Так что специальность «информатика и вычислительная техника» сама меня выбрала.
— Не секрет, что на спортивных факультетах частенько закрывают глаза на частые пропуски спортсменов из‑за соревнований и тренировок. А как у вас преподаватели к этому относятся?
— Педагоги у нас хорошие и доброжелательные. Глаза не закрывают, наоборот, всегда помогут, подскажут, поддержат. Помогают и одногруппники: и с лекциями, и если я пропустила материал – объяснят. В этом мне очень повезло. Остаётся дело за мной – успеть всё и выучить.
А времени катастрофически мало: полдня идёт учеба, а потом вечером 3–4 часа тренировки.
Когда мы приезжаем с соревнований, то у нас есть пара дней, а иногда и неделя отдыха. За это время мы нагоняем учёбу, а потом опять нужно в тонус – возобновлять тренировки.
— Как спорт появился в твоей жизни, с чего всё начиналось?
— Спортом я начала заниматься в 5 лет – ходила на фигурное катание – на «Оранжевом льду». Меня обычно водила бабушка. Было по две тренировки: утром и вечером. Но когда началась школа, то утреннее время льда совпадало с уроками, да и я получала много травм. Родители решили – хватит.
— А как ты узнала о кикбоксинге? Это сейчас все более-менее знают, что это, а 5–10 лет назад о нём далеко не все слышали…
— Мне было семь лет. Мы с мамой пошли в школу олимпийского резерва на соревнования по художественной гимнастике. Мне очень понравилось, и я сказала, что хочу заниматься. Перед записью надо было стать на мостик, сесть в шпагат. В это время зашла мой будущий тренер Кира Борисенко. Я ей понравилась, и она предложила идти к ней.
На тренировках у нас площадка разделена шторой: на одной половине акробатическая часть, на другой – художественная гимнастика. Вот тогда за шторой, на акробатической площадке, я увидела девочек, которые занимались кикбоксингом.
Я ими восхищалась, пыталась повторить за ними. А затем мне тренер сказала: нравится – попробуй. Кира Вячеславовна преподавала у меня два вида спорта: художественную гимнастику и кикбоксинг. Сейчас я не занимаюсь гимнастикой, но успела стать кандидатом в мастера спорта. То, чем я занимаюсь, – моё любимое дело.