«Одни накапливают жирок и залегают в сон, другие устраивают кладовые, третьи меняют дислокацию. У каждого животного свой секрет, как пережить зиму», – встречая у входа в заповедник «Белогорье», рассказывает его младший научный сотрудник Мария Щекало.
Сегодня она согласилась побыть нашим проводником в мир фауны.
Главный грызун науки
Мы бредём по экологической тропе вековой дубравы «Леса на Ворскле». Вокруг поваленные стволы, полусгнившие коряги и поросшие мхом брёвна – убирать их, то есть вмешиваться в естественный ход жизни заповедника, запрещено. Для нас этот бурелом лишь необходимость чаще задирать ногу, а для большинства мелких грызунов вроде мышей и полёвок – шикарные апартаменты.
«Грызуны раньше всех – ещё летом – начинают собирать припасы к холодам: обычно это семечки, зёрна и орехи. Зимой большую часть времени они спят, просыпаясь, чтобы поесть»,– рассказывает Мария.
И сами становятся едой. Если не брать в расчёт насекомых и флору, у мышей и полёвок самая короткая жизнь в лесу. Если бы кто‑то вдруг решил истребить всех мышей, то толпа хищников пришла бы просить за них, ведь зимой они основной их корм. Потому именно мышки служат одним из главных показателей экологического состояния леса.
Каждое утро в тёплое время года Мария расставляет мышеловки, а вечером собирает «урожай», чтобы
изучить внутренности грызунов под микроскопом:
«Меня интересует состояние их внутренних органов и черепов, мою коллегу – наличие гельминтов и прочих паразитов. Ведь если они присутствуют у мышей – значит, есть у всех последующих представителей пищевой цепочки».
Прикинулась гнездом
«Гнездо! – радостно завопила я, увидев скопление растительности на «облысевших» ветвях дуба. – Давайте посмотрим, кто в нём живёт».
«Это не гнездо, а омела – растение, которое вырастает в форме шара, чаще на берёзах, тополях, дубах и липах. Она имеет множество своих переплетающихся тонких отростков, поэтому её часто принимают за птичий дом», – поправляет Мария.
Птицы разносят её семена – поэтому растение ещё называют птичьим клеем. Если на дереве много «клея», то долго оно не проживёт – выпьет из него все соки паразит. Но и от этого халявщика есть польза – омела служит показателем загрязнённости среды, поскольку растёт только там, где чистый воздух.
«Раньше в регионе было много сусликов, а в прошлом веке, с появлением пестицидов на полях, они почти все вымерли, – продолжает Маша. – Звери первыми реагируют на биологический прогресс в сельском хозяйстве».
Едва отклонилась от тропинки – и сразу споткнулась о земляное возвышение. Здесь похозяйничал крот. Вопреки сказке он не «кротает» зиму в поисках Дюймовочки, а с приходом первых морозов закапывается глубже в землю.
Хорошо, что залегли уже змеи – ужи, медянки и ядовитые гадюки. Прячась в основании пней, они впадают в анабиоз – состояние, при котором замедляется обмен веществ. Потому могут обходиться без еды всю зиму. Но проверять это, ковыряя палочкой в змеиной норке, точно не стоит – разбуженная гадюка злее медведя-шатуна. Последние у нас не водятся, зато есть в наличии другой любитель зимней спячки – барсук.
Это моя нора!
Барсук – жуткий чистюля. Всего за день он способен выстроить себе подземный дворец (барсучий городок) с множеством тоннелей (отнорков), и в каждом из них будет образцовая чистота. Он единственный из куньих, кто впадает в спячку. Барсуки плохо переносят холод, поэтому стараются максимально утеплить своё жилище листьями, травой и мхом. Осенью они меняют меню на более калорийное, чтобы набрать жир, отдавая предпочтение жёлудям, семенам и плодам разных растений. Их организм также способен замедлять метаболизм.
Чистоплотностью этого маленького зверька часто пользуется хитрюга лиса. Вопреки распространённому мнению, она не живёт круглогодично в норе, а заселяется туда лишь на период размножения, выживая из неё барсука.
«Лиса оставляет свои испражнения и вообще всячески устраивает беспорядок возле его норки. Добропорядочный домохозяин, не выдерживая эти ароматы, уходит в поисках лучшей жизни», – просвещает Мария.
А негоднице только того и надо. К зиме она становится привлекательна, как никогда, обретая роскошную мягкую шубу с тёплым подшёрстком, позволяющим ей спать на снегу. Даже немного завидно. Лапы тоже становятся пушистее, что позволяет ей бесшумно красться за добычей. Правда, весной рыжая бестия вновь похудеет, и шерсть начнёт свисать клоками.
«Принято считать, что в холода лиса охотится на зайцев, – продолжает Мария. – На самом деле она делает это крайне редко, предпочитая мелких грызунов и падаль. А если поблизости есть курятник – наведается туда за добычей».
Из‑за дефицита корма могут покуситься на чужой птичник ласки, хорьки и горностаи. Интересно, что хорёк прокусывает жертве лишь голову, поедая мозг, а лисица норовит утащить трофей целиком.
Ложатся на зиму спать и енотовидные собаки. Норы они делают сами или «отжимают» их у тех же бедолаг-барсуков. Из местных хищников не готовится к зиме только волк, но его уже давно не видели в наших лесах.
«Область у нас густонаселённая, и если жители села видят волчьи следы, то объединяются, чтобы поймать его. Потому что волк – главный претендент на домашний скот, чаще овец и коз. Пока всех не вытаскает – не успокоится».
Только щепки летят
Давно не видели в наших краях и красавцев лосей. Раньше они забредали к нам, чтобы полакомиться корой деревьев. Один сохатый съедает за холодный сезон до трёх тонн коры и веток!
Чуть скромнее кушают косули. Они уже завершили линьку и перешли с травяного корма на древесно-кустовой. Конкуренцию им составляют кабаны.
Молодыми побегами деревьев любит лакомиться и бобёр. Его подготовка к зиме человеку заметнее всего. С августа у четвероногих лесорубов начинается страдная пора. Всё семейство заготавливает корм ночи напролёт. Основу зимнего меню бобра составляют осина и ива, поэтому животные селятся по берегам водоёмов.
«У реки с высокими берегами они делают норки. Те часто осыпаются, поэтому бобры притаскивают в них кусочки глины и ветки – получаются полухатки. А хатки они делают на низких берегах, просто накидывая кучу веток», – рассказывает Мария.
При дефиците «вкусных» деревьев бобры могут затаскивать в подводные кладовые берёзу или довольствоваться главным местным вредителем флоры – американским клёном. Интересно, что, отгрызая ветки, часть из них бобры оставляют на земле. Некоторые из этих веток позднее приживутся и вес-ной подарят жизнь новым деревьям.
Ёжик в земле
Под ногами зашуршала замёрзшая листва. Что‑то серое шмыгнуло в кусты. Ёжик?
«Вряд ли, они уже накопили подкожный жир и спрятались на время спячки в землю – на глубину до полутора метров, чтобы было теплее», – смеётся над моим испугом Мария.
У этого колючего зверька есть интересная особенность: летом его пульс 180 ударов в минуту, а во время сна падает до 20–25. Температура тела при этом понижается до двух градусов. За время спячки ёжик может потерять до половины своего веса.
Спрашиваю, кто из зверей продолжает вести активный образ жизни? И получаю ответ: белки. Эти запасливые хозяюшки круглый год таскают в дупло ягоды, шишки и грибы, которые мастерски сушат на ветках. Зимний мех у них достаточно тёплый, но своё жильё они всё равно утепляют птичьими перьями, кусочками найденной шерсти и листвой. Выживать в холода им часто помогают люди, делающие кормушки. Белка с удовольствием будет посещать бесплатную столовую, меню которой состоит из семечек или орехов.
Сонная муха
Говорят, что, наблюдая за насекомыми, можно узнать, какая будет зима. Например, муравьи перед наступлением суровой зимы строят муравейник побольше. Осенью у них в организме начинает вырабатываться специальное морозостойкое вещество – глицерин. Чем холоднее вокруг, тем больше в организме глицерина вместо воды. Изменять химию собственного тела способны и некоторые гусеницы – они тоже вырабатывают что‑то вроде автомобильного антифриза, и это позволяет им выжить, когда температура уходит далеко в минус.
Увидеть комара осенью – к тёплой зиме. Эти кровососущие любят спать в подвалах и погребах. Пауки и
божьи коровки прячутся в трещины, щели, под кору деревьев и опавшие листья. Нередко они залетают в дома, сараи, на чердаки.
Многие насекомые осенью просто цепенеют, а с первым солнышком оттаивают и оживают. А некоторые, как и звери, впадают в сон. Муха, например, может проспать до полугода. Очнувшись, она пару недель будет еле двигаться – отсюда и пошло выражение «сонная муха».
У ос переживают зиму только самки, да и те вынуждены искать приют в трухлявых пнях. Медоносные пчёлы остаются в своих ульях в течение зимы, оживляясь, когда температура повышается. Ещё они способны греться с помощью вибрации своих крылышек и сокращения мышц.
А вот бабочкам повезло меньше – очень немногим дано пережить холода. Некоторые крупнокрылые виды, подобно птицам, улетают в тёплые края, другие делают коконы.
Немилосердное правило
В отличие от дружного весеннего прилёта птиц, спешащих на гнездовья, осенний отлёт продолжается значительно дольше. Раньше всех наши края покидают насекомоядные птицы: кукушки, ласточки, соловьи, затем зерноядные и водоплавающие. В родных пенатах остаются лишь те, кто и зимой может добывать корм.
Пернатые, в рационе которых преобладает растительная пища, чаще всего ведут оседлый образ жизни. К таким относятся и «городские жители», которые являются постоянными спутниками человека. Чтобы не замёрзнуть, им требуется много энергии, а значит, в холода нужно питаться больше и чаще, чем летом. Зимний день короток, и времени на поиск пищи у птиц немного. Поэтому они стремятся туда, где проще найти корм и можно спрятаться от зимней стужи – в города, посёлки, деревни, ближе к людям.
В первую очередь это воробьи и синицы. Как и снегири, они держатся стайками, греясь друг о друга. Считается, что название первых произошло от фразы «вора бей». Так крестьяне называли пичужек, ворующих зерно с тока. И действительно, воробей – тот ещё озорник, при случае не побрезгует даже утащить сушку у ребёнка.
На территории нашей области встречается семь видов синиц: усатая, большая и длиннохвостая синица, обыкновенный ремез, буроголовая гаичка, московка и обыкновенная лазоревка. Улетает на зиму только ремез, все остальные остаются.
Не покидает нас и клёст. Его ещё называют северным попугайчиком за манеру ползать по деревьям. Это единственная птица, которая выводит птенцов даже при двадцатиградусном морозе. А сойка на зиму делает большие запасы жёлудей и… забывает про свои закладки. Так благодаря ей вырастают новые дубы.
Многие птички остаются без еды, когда во время оттепели деревья покрываются ледяной корочкой – поиск насекомых в коре в таком случае бесполезен. Чем их можно кормить? Главное, что нужно запомнить: хлеб (и уж тем более беляши, чебуреки и прочая выпечка) для пернатых не годится – крахмал не усваивается их организмом. Тем более заплесневелый – он содержит в себе токсины, которые могут отравить птицу. И любая жареная или солёная пища для этих божьих тварей – яд. Их система пищеварения просто не в силах справиться с такой нагрузкой. Лучше всего подойдут просо, овёс или геркулес (но не быстрорастворимый). А ещё они обожают вязанки из сушёных яблок.
И напоследок правило главное, немилосердное: пернатых подопечных нельзя кормить, можно лишь подкармливать, наполняя кормушку не чаще одного раза в день. Иначе они просто перестанут искать другую пищу – условные рефлексы, что поделать.