Полкило золота
Куда тратят деньги коррупционеры, можно увидеть на примере Екатерины Алпеевой. Бывший главный специалист финансового отдела регионального управления наркоконтроля «облегчила» бюджет более чем на 54 миллиона рублей. Несколько лет она похищала деньги из премиального фонда и фонда поощрения внештатных сотрудников.
Над списком изъятого у неё я, признаться, застыл в ступоре. Четыре листа с перечислением ценностей. Только золота в различных изделиях почти полкилограмма! Плюс топазы, бриллианты, дорогущие часы престижных иностранных марок. А одни часы, из белого золота, аж с 44 бриллиантами!
Также правоохранители нашли у Алпеевой квартиру на улице Попова площадью 92 квадратных метра и нежилое помещение на улице Садовой. А ещё дом в Ивне на 175 квадратных метров. Земельный участок площадью 1746 квадратных метров. Ну и мебель, дорогое оборудование…
Алпееву суд приговорил к 9 годам лишения свободы и штрафу в миллион рублей. Также в рамках гражданского иска суд потребовал вернуть все похищенные из бюджета средства.
За счёт инвалидов
«Ряд крупных коррупционных дел связан с хищением именно бюджетных средств, – рассказывает Андрей Шамаев. – Потому что бюджет всегда был и остаётся самым привлекательным средством наживы для нечистых на руку чиновников».
Сейчас в производстве следственного управления уголовное дело в отношении директора Богатенского центра социального обслуживания инвалидов, одиноких и престарелых граждан. Это муниципальное учреждение, проще говоря – дом престарелых, находится в Ивнянском районе. По версии следствия, его директор Иван Шумаков за счёт бюджетных средств со своей супругой в 2011 году съездил во Вьетнам, в 2013-м – в Мексику, а 2016 году в Республику Доминикана. Шумакову предъявлено обвинение в хищении минимум 300 тысяч рублей, которые он перевёл на счёт одной и той же туристической фирмы.
Что поражает более всего – деньги эти, по сути, украдены у самых беззащитных граждан, находящихся на попечении государства…
На подарки
К коррупции относятся любые преступления, совершённые с использованием служебного положения. И если со взятками и хищениями всё понятно, то иногда диву даёшься, на что идут граждане в погоне за наживой.
Так, начальник уголовно-исполнительной инспекции УФСИН России по Белгородской области Татьяна Баринова собирала с подчинённых деньги якобы на подарки начальству. В общей сложности собрала 100 тысяч руб-лей, которыми распорядилась по собственному усмотрению.
Средняя взятка – 600 тысяч
Андрей Шамаев рассказывает:
«У нас, в соответствии с законом, с 2016 года в категорию дел небольшой тяжести перешла так называемая мелкая взятка – до 10 тысяч рублей. Потому огромный пласт дел ушёл от нас в МВД, а у нас сейчас только крупные суммы взяток, крупные хищения и должностные лица органов государственной власти. Средний размер взятки в нынешнем году – более 600 тысяч рублей».
— А люди, облечённые властью, пытаются оказать давление на следствие? Они понимают, что придётся ответить?
— Фактов открытого противодействия нет. Ведут они себя по‑разному. Кто‑то относительно спокоен. Кто‑то сильно нервничает. Но на контакт со следствием практически никто из них никогда не идёт. Либо они молчат, либо пытаются оправдаться и придать легальную форму своим действиям.
Адвокаты у них работают хорошо. Тем не менее, и мы по сбору доказательств работаем неплохо. И практически все коррупционные дела в суде оканчиваются обвинительными приговорами.
Неприкасаемых нет
«Если кто‑то думает, что наша область обособленный, а не правовой регион, он сильно ошибается. Большая ошибка думать, что, достигнув определённого карьерного уровня, человек получает неприкосновенность. Могу вам сказать, что недавно возбуждено уголовное дело в отношении теперь уже бывшего главы администрации района, который получил взяток на общую сумму свыше двух миллионов рублей».
— Что посоветуете тем, кто столкнулся с коррупционными проявлениями со стороны государственных органов власти?
— Все коррупционные преступления – умышленные. Идя на такое преступление, человек всё осознаёт и понимает, чем рискует. И если принять во внимание, что коррупционные преступления совершаются только должностными лицами, то понятно, что это люди опытные, умеющие заметать следы. Чтобы поймать их за руку, важно изначально правильно провести оперативно-розыскные мероприятия. Потому настоятельно рекомендуем в случае коррупционных проявлений не ждать до последнего, а сразу же обращаться в правоохранительные органы. И тогда преступник будет непременно изобличён и наказан.
Вот пример. Сейчас судом рассматривается уголовное дело в отношении инспектора налоговой службы. Он взял с предпринимателя 100 тысяч рублей, пообещав «прикрыть» от проверок. И уже в ходе следствия мы выяснили, что инспектор «покровительствовал» одной из аптек, более года получая по 11 тысяч рублей ежеквартально. И даже когда уволился, ещё 11 тысяч вынудил заплатить, сказав, что продолжает работать в налоговой. А если бы владелец аптеки обратился раньше, то инспектор не совершил бы больше ничего преступного.
Вместо послесловия
Уже в конце беседы Андрей Валерьевич сказал:
«Вы знаете, мы, правоохранительные органы, словно скальпель: отрезаем уже сгнившее. А бороться с коррупцией надо ещё и терапевтически. Создавая в обществе такую атмосферу, чтобы у людей даже не возникало желания красть, обманывать. Наверное, когда‑нибудь такой день настанет».
Статистика зла
За 9 месяцев 2017 года управление Следственного комитета РФ по Белгородской области возбудило 88 дел по коррупционным преступлениям. 45 % из них совершены в сфере образования, 18 % – в правоохранительных органах, 17 % – в сфере недвижимости, 10 % – в системе здравоохранения. Есть дела, связанные с хищениями в сфере госзакупок.
Из 88 возбуждённых дел 29 приходится на взятки, 23 дела – это служебный подлог, 16 – злоупотребление служебным положением, 18 – присвоение, растрата либо мошенничество. И одно дело – воспрепятствование предпринимательской деятельности.