В разгар междоусобной брани
«Мы освятили храм в честь святителя Никодима, епископа Белгородского на месте, где он служил и где был погребён. Именно здесь находился Свято-Троицкий собор мужского монастыря, где он проповедовал и где за свою проповедь на Рождество Христово был обвинён в контрреволюционном мятеже. Он проповедовал родившегося Христа для того, чтобы примирить людей. Это было сказано в разгар междоусобной брани. И те, кто жаждал крови, восприняли это как покушение на власть. И епископ Никодим не устыдился и не испугался проповедовать Христа», – отметил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн.
Епископ Никодим внёс значительный вклад в церковную жизнь на Белгородчине. Биография его богата событиями. Он успел послужить смотрителем Александро-Невского духовного училища, а также ректором Калужской и Олонецкой духовных семинарий, стал автором многих духовных трудов. Владыка был знаком с членами царской семьи и многими выдающимися людьми своей эпохи. Он реформирует мужской монастырь в Белгороде, организует печатание брошюр по случаю канонизации святителя Иоасафа, составляет его житие и завершает работы по созданию музейной экспозиции, посвящённой святителю Иоасафу.
Епископа Никодима арестовали на второй день Рождества 1919 года и вскоре расстреляли. Обстоятельства его смерти описаны в документах, собранных директором Государственного архива Белгородской области Павлом Субботиным в книге «Красный террор». Когда в 1919 году Белая армия заняла город, тело владыки извлекли из общей могилы и торжественно похоронили с северной стороны Свято-Троицкого собора, который впоследствии был уничтожен.
Обретение мощей
Краевед Павел Альбощий, которому довелось поучаствовать в обретении мощей святителя Никодима, делится воспоминаниями.
«В октябре 2012 года уже стояли стены здания митрополии и ещё велись работы: расширяли котлован под крыльцо. Археологи к тому моменту извлекли порядка сотни целых останков. И уже было мало надежды на то, что возможно обретение мощей», – рассказал Павел.
Хотя место, где похоронили епископа Никодима, было известно из книги протопресвитера Русской православной церкви за границей Михаила Польского «Новые мученики Российские». Позднее эти сведения переиздавались. И по ним склеп владыки должен находиться за северным приделом Свято-Троицкого собора. И вот в 2012 году его нашли.
«По благословению митрополита в присутствии иеромонаха Серафима (Богрова), который молился в начале и в конце обретения мощей, археолога Талеха Мохубат оглы Алиева, искусствоведа Максима Баранова и студентов семинарии 2 ноября мы три часа извлекали останки из склепа. Фотосъемку вел корреспондент Белгородской и Старооскольской епархии Юрий Прокопьев. Надежды на то, что это епископ Никодим, было мало. Но потом мы увидели архиерейское облачение – малый омофор. Семинаристы сразу его узнали. Далее нашли одну пулю. К сожалению, до нас склеп уже был кем‑то давно разграблен, а погребение повреждено. Была изорвана митра, сняты панагия и крест», – вспоминает Павел.
Тем не менее, удалось найти предметы, по которым смогли идентифицировать владыку: нательный крест, два малых медальона с иконами, золотые коронки. Далее была экспертиза в морге.
«В собранных вместе костных останках была одна деталь, глядя на которую все эксперты в один голос сказали: «Это чудо». Сохранился кадык, гортанный хрящ, который за столько лет должен был давно истлеть. Были некоторые фрагменты кожных покровов и волос. В морге в останках также нашли пулю. Обе пули были представлены на баллистическую экспертизу. Они принадлежали пистолету «наган», – рассказал Павел.
После того как были проведены все экспертизы и собраны все сведения, Синодальная комиссия постановила, что подлинность мощей доказана. И 24 марта 2013 года в Преображенском кафедральном соборе Белгорода митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил чин Торжества Православия. За богослужением он зачитал резолюцию Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Найденные останки признать мощами священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского, внести в месяцеслов Русской Православной Церкви дату обретения мощей священномученика Никодима».
Что такое чудо в современном богословии?
Протоиерей Юлиан Гоголюк, настоятель белгородского храма Архангела Гавриила:
«Чудеса, прежде всего, отправляют нас к евангельским чудесам, которые совершил Христос. А он совершал их не для того, чтобы кого‑то удивить. Христианские чудеса призваны не развлечь людей, как, например, это делают индийские факиры, заглатывая сабли. У них противоположный характер. Эти чудеса для того, чтобы человек увидел действие благодати Божией. Потому что Господь нематериален, но в материальности себя проявляет. Очень часто чудеса сопряжены с тем, что человек нуждается в благодати Божией, обращается к Богу, просит помочь. И Господь помогает».
Христос, когда творил чудеса, часто говорил: «Не рассказывайте». Ведь разговор это чудо нивелирует. А это не обыденное действие. Чудо также зависит от веры человека. Способен ли он воспринять его? Например, в Евангелии мы встречаемся с такими случаями, когда Христос не мог совершить чудо, потому что не было веры среди тех, кто к нему обращался. Поэтому можно сказать, что чудо всегда носит характер поучения.