Повод, шенкель и осанка
«За такую осанку Нина Васильевна меня бы убила, – глядя на одного из наездников, комментирует Наталия. Мы наблюдаем за тем, как участники один за другим выполняют упражнения».
— Тем не менее маршрут хорошо пройден, – возражаю я.
— Это тот редкий случай, когда лошадь сама в состоянии справиться со всеми трудностями, – улыбается Наташа.
Случай и вправду редкий: это неподготовленному зрителю вроде меня со стороны может показаться, что кому‑то просто повезло с лошадью, поэтому она так хорошо идёт. На деле же очень многое зависит от всадника. Положение корпуса, прижатие шенкеля (внутренняя сторона ноги ниже колена. – Прим. авт.), умение управляться с поводом – всё это отражается на поведении лошади. За несколько часов наблюдений за спортсменами и их четвероногими напарниками я и сама начинаю подмечать едва уловимые манипуляции всадников.
Главное – чтобы лошади было удобно
Театр, как известно, начинается с вешалки, а любая тренировка или соревнования в конном спорте – с приведения в порядок не только себя любимого, но и своего напарника. Конный спорт – занятие парное, и даже плохое настроение лошади может помешать выступить достойно. Поэтому непарнокопытного друга нужно баловать, чтобы у него был хороший настрой. Перед стартом лошадь нужно покормить, напоить, вычистить. А уже после приступать к экипировке. Здесь целая наука:
«Очень важно подобрать правильное снаряжение для лошади, – объясняет Наталия. – Седло, вальтрап (суконное покрывало, подкладываемое под седло. – Прим. ред.) – вовсе не для того, чтобы всаднику было удобно. Все эти элементы амуниции снижают нагрузку на позвоночник животного. На ноги лошади надевают бинты или ногавки – специальную конскую «обувь», – которые оберегают её от травм».
У всадника есть тоже специальная форма: бриджи, редингот (удлинённый пиджак. – Прим. авт.) или фрак, сапоги с молнией сзади и каска.
Воспитай коня сам
Для того чтобы выехать на мало-мальски значимые соревнования, нужны годы тренировок. У спортсменов есть два пути: сразу начать тренироваться со взрослой и опытной лошадью, которая сама будет вас учить, либо взять молодого коня, которого придётся тренировать самому, но зато и вы сами будете расти вместе с ним. Плюс ко всему молодой и неопытный конь обойдётся вам значительно дешевле взрослого. Разницу в цене будьте готовы компенсировать за счёт собственного времени, потраченного на обучение животного.
Наталия Колий выбрала второй путь: её конь Феникс пока маленький, участвовать в соревнованиях он сможет только через год. Поэтому Наташа будет выступать с чужой лошадью по имени Нахабинка. За неделю до соревнований Нахабинка переехала в конюшню конноспортивной школы НИУ «БелГУ». Так поступают многие спортсмены, чтобы иметь возможность заранее потренироваться на месте соревнований, особенно если в своей конюшне нет манежа нужного размера и формы.
Медкомиссия
Перед соревнованиями всадник и лошадь проходят тщательный медицинский осмотр. Мандатная комиссия решает, готова ли пара к предстоящей нагрузке или нет. Но даже после комиссии может случиться всякое, поэтому всадник должен сам проверять состояние лошади.
«Что‑то тяжело дышит», – беспокойно осматривает Нахабинку Нина Жемчугова, тренер Наташи.
«Если сейчас проедем и дыхание не улучшится, то выступать не будем», – Наташа выводит кашляющую кобылу, чтобы послушать её дыхание в разных аллюрах (походки, которые отличаются темпом. – Прим. авт.).
— А от чего лошадь может закашлять? – интересуюсь я.
— Причин может быть много. Как и человек, лошадь может простыть, если, например, мыть её холодной водой после тренировок. Но в нашем случае это, скорее всего, аллергия. Здесь другой грунт, много лошадей, пыльно. Нахабинка не привыкла к таким условиям, поэтому и страдает.
— А у лошадей есть свой супрастин (препарат от аллергии. – Прим. ред.)?
— Есть. В таких случаях им колют дексаметазон.
Пока тренер проверяет дыхание лошади в движении, мы с Наташей уходим искать врача, который сделает укол. Но Нахабинке не становится лучше и после укола.
«Нормальный всадник никогда не поедет, если лошади плохо. Даже если на кону Олимпиада. Ты настолько сближаешься с лошадью, что не можешь рисковать её здоровьем. Жалко, конечно, что не удалось выступить, но здоровье дороже», – делится Наташа.
На время и точность
Конкур – олимпийская дисциплина, в которой участники преодолевают препятствия разной сложности и высоты по определённому маршруту. Здесь всё строго: за малейшее нарушение – штраф, а за отклонение от маршрута – дисквалификация. Высота и сложность препятствий зависит от возраста и опыта всадника и лошади.
«Смотри: это чухонец – жердевой забор, двойной забор – оксер, сплошное препятствие – стенка. Бывает ещё шлагбаум, крестовина и калитка», – показывает Наташа.
— Что нужно сделать, чтобы победить?
— Проехать дистанцию за наименьшее время строго по определённому маршруту, не сбив ни одной жерди.
— А за что судьи дают штрафные баллы?
— У каждого маршрута есть контрольное время, за превышение которого начисляют штрафные баллы. И за каждую сбитую жердь дают четыре штрафных очка.
Мы наблюдаем за участниками. В первом заезде соревнуются менее опытные всадники и молодые лошади, поэтому высота препятствий – всего 90 сантиметров. Для «бывалых» это низковато. Но даже этот барьер не всем удаётся преодолеть на маршруте быстро и без ошибок. Первые участники едут дольше положенных 60 секунд и набирают штрафные баллы. Елизавета Конеева из Белгородского аграрного университета прерывает череду неудач и проходит с одним из лучших результатов в этой категории – 54 секунды.
«Представляешь, её лошадь Экзотика – полуслепая. Но если всадник и лошадь сработались, то даже с такими проблемами они могут далеко пойти», – комментирует Наташа.
Лошади тоже азартные
С увеличением высоты препятствий растёт и опасность. На 100 сантиметрах начинаются первые падения. Алексей Киреев из валуйского клуба «Серебряная подкова» не справляется со стенкой: его конь Хорс отказывается прыгать через неё, потому что раньше никогда не видел такое препятствие. Алексей настаивает, Хорс прыгает, цепляется копытами за стенку, и всадник перелетает через лошадь. Несмотря на сильный удар, оба в порядке.
Но уже следующее падение не обходится без травм: всадница не справляется с управлением, лошадь резко останавливается перед препятствием, и девушка ударяется о перекладину. Тренер и мама сразу бросаются к девочке.
«Всаднику необходима срочная медицинская помощь! – громко объявляет судья. Врачи скорой уже спускаются к манежу, чтобы оказать первую помощь. Через несколько минут девушку увозят в больницу зашивать раны».
«Полина – одна из тех, на кого делалась ставка, – рассказывает Наташа. – В прошлом году именно она забрала кубок. Она хороший всадник, но иногда так складываются обстоятельства».
Рядом с нами собираются девочки, которые занимаются вместе с Полиной, делятся друг с другом новостями о самочувствии подруги.
— Вам не страшно прыгать после такого? – спрашиваю у них.
— Нет, я конкур обожаю, – улыбается 14-летняя Аня Сапелина.
— Чем младше всадник, тем меньше у него страха, – вздыхает Наташа.
— Я выступаю в выездке. Но это не то: прыгать нравится больше. Прыгнешь раз – хочется ещё и ещё. Даже после того, как упадёшь, всё равно с манежа не уходишь, – рассказывает Аня.
— А лошадям не страшно прыгать через препятствия? Они ведь тоже видят, как падают другие.
— Не поверишь: они тоже азартные, – улыбается Наташа.
Решают секунды
На высоте 110 сантиметров разгорается борьба за кубок: тем, кто укладывается в контрольное время, судьи назначают перепрыжку самых сложных препятствий. Побеждает тот, кто справится за наименьшее время.
«Увидела? Лошадь почти с места прыгнула через оксер! Так не каждая сможет выручить своего всадника. Девушка спутала препятствия и в самый последний момент сообразила, что сейчас по порядку соседнее. Её лошадь очень быстро поняла, чего от неё хотят. Да ещё и прыгнула без разгона», – восхищается Наташа.
Судьи назначают перепрыжку Анне Черниковой из конноспортивной школы и Юлии Кобзевой из клуба «Рыжий конь» посёлка Комсомольский, ограничивая время прохождения дистанции 40 секундами. Анна справляется за 40,7 секунды и получает 0,25 штрафных балла за то, что не уложилась в контрольное время. Более опытная Юлия укладывается в 36,7 секунды. Это приносит ей победу.
«Я в конном спорте уже 27 лет, но даже менее опытные спортсмены сегодня выступили очень достойно. Было интересно с ними состязаться, – улыбается Юля. – Главный мой соперник, конечно же, лень. На соревнованиях сразу понимаешь, что не отработала. Моя лошадь Офелия была в раззадоренном настроении, приходилось её немного придерживать, но всё же мы справились».
Красивой походкой
В выездке всё обходится без травм и кровопролитий. Препятствия убраны в сторону, маленькими брусьями огорожен манеж с латинскими буквами. Судьи сидят в специальных беседках, откуда наблюдают за правильным исполнением элементов. За каждый элемент спортсмен может получить максимум 10 баллов. У каждого разряда свой маршрутный лист, где обозначено, от какой до какой буквы необходимо выполнить элемент.
— Что здесь оценивают?
— В первую очередь повиновение. Всадник должен давать команды, а лошадь – их чётко выполнять. Судьи оценивают и прямолинейность движений – лошадь должна идти прямо от буквы к букве.
— Я заметила, что поведение лошади здесь совсем другое, чем на конкуре. Судьи тоже обращают на это внимание?
— Да, конечно. Это называется вести лошадь «в рамке»: затылок должен быть округлён, а задняя часть должна быть подведена. При этом не должно быть напряжения ни в движениях всадника, ни в движениях коня.
В этот раз элементов было не очень много: остановка, езда по прямой линии, вольт – езда по кругу, полувольт – фигура в форме капельки. Эти элементы лошадь выполняет в разном темпе – шагом, рысью или галопом.
Точнее всех с заданиями справляется Дарья Шальнева на коне Загряде из конноспортивной школы. Кубок по выездке достался ей.
— Выездковые всадники жалуются, что зрителей мало. Почему так? – спрашиваю судей.
— Справедливо жалуются. В конкуре ведь всё понятно: сбил палку – значит, получил штрафные баллы. Зритель сразу сам может определить, кто победитель, а кто проигравший. Кроме того, прыжки гораздо зрелищнее. Простой обыватель не понимает, что за выездкой труда гораздо больше. Ему не видны усилия всадника, думает, что лошадь сама так едет, – смеётся главный судья соревнований и мастер спорта Владимир Беликов.
Ну что ж, теперь благодаря «Спортивной Смене» вы знаете, как разбираться в конном спорте. Приходите на манежи – это правда очень красиво и зрелищно.