Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
05 октября 2017, 15:11
 Беседовала Елена Талалаева 4166

ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, НИКО. Страшные слова, которые знают наизусть школьники и родители

Почему современные экзамены так волнуют школьников и их родителей

ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, НИКО. Страшные слова, которые знают наизусть школьники и родители Фото Ольги Алфёровой
  • Беседовала Елена Талалаева

К некоторым аббревиатурам, например ЕГЭ, мы так привыкли, что почти перестали их бояться. Но есть и другие оценочные процедуры – так называют экзамены и контрольные работы. Зачем их столько? И что от них ждать в новом учебном году? На эти темы мы беседуем с начальником управления по контролю и надзору в сфере образования департамента образования Белгородской области Николаем Рухленко.

Зависит будущее

— Управление качеством образования возможно лишь на основе корректных оценочных процедур, – подчёркивает Николай Михайлович. – Если говорить о ЕГЭ – самом главном испытании для школьников, то прежде всего это экзамен высоких ставок. От его результатов зависит будущее выпускника.

— Но есть ещё ВПР, НИКО…

— В прошлом учебном году Всероссийские проверочные работы писали четвероклассники, пятиклассники и 11-классники. Выборочная проверка знаний (НИКО) прошла по иностранным языкам и ОБЖ. У ВПР та же цель, что и у ОГЭ и ЕГЭ, но они разрабатываются для оценки не только итоговых (для начальной школы), но и промежуточных результатов обучения. НИКО – это механизм выявления различных тенденций развития образования. Главное здесь – получить достоверную информацию об умениях и уровне знаний детей.

— То есть на итоговые оценки эти испытания не влияют?

— Нет. Но действует человеческий фактор, стереотип. Директор рассуждает: «Школе надо выглядеть подобающим образом!», руководитель управления образования: «Район должен выглядеть не хуже других, особенно соседей!». Вдобавок как бы невзначай делается вброс информации в родительскую среду: «Представляете, опять контрольная работа, почти как ЕГЭ…». Как следствие – паника и среди родителей, и среди детей… И школа начинает подтягивать оценки за НИКО и ВПР, чтобы в статистике выглядеть достойно. А истинную картину потом покажут ОГЭ и ЕГЭ. И все разведут руками: что произошло, если результаты совсем другие? Что тут скажешь? Не надо обманывать! Ни себя, ни родителей, ни общество.

Неужели не списывали?

— Значит, главное на любом экзамене…

— Сдать его честно и получить объективную оценку. Законопослушность должна стать нормой и для детей, и для взрослых. Для формирования этого качества мы придумали профилактический диктант на тему ГИА в качестве просветительской акции, конкурсы плакатов, рисунков, слоганов, календариков, видеороликов, эссе, смотр агитбригад и многое другое.

В прошедшем учебном году изменили подходы к итоговому сочинению. Во‑первых, дети писали его не в своих школах, а в тех, на базе которых оборудованы пункты проведения экзаменов. Во‑вторых, было организовано видеонаблюдение. Проверяла сочинения региональная предметная комиссия. Это позволило лучше проконтролировать оценочные процедуры. И даже несмотря на такие жёсткие по сравнению с предыдущим учебным годом меры число школ, где все ученики получили зачёт по сочинению, выросло с 29 до 59.

Наступивший учебный год должен дать ответ на вопрос, что это было: хорошо и грамотно организованный тренировочный процесс, возросший интерес к литературе или банальное завуалированное списывание?

 

Фото Ольги Алфёровой

Двоечники и стобалльники

— Сколько двоечников в этом году было на госэкзаменах?

— Не получили аттестат о среднем образовании – то есть написали на двойку хотя бы один экзамен – 93 11-классника. В сентябре они сдали повторные экзамены, так что надеюсь, что цифра эта скоро уменьшится. Для сравнения: в прошлом учебном году даже с учётом дополнительных сентябрьских сроков не получили аттестат 157 школьников. Наибольшее их количество в Валуйском, Волоконовском, Грайворонском, Крас-ногвардейском, Чернянском, Шебекинском, Яковлевском, Прохоровском, Ровеньском районах, в Белгороде, Старооскольском и Губкинском городских округах. Установленного минимума не набрали по русскому языку семь человек, по математике профильного уровня – 632 человека, по базовой математике – 90. Семеро получили двойки по двум обязательным предметам.

Анализ среднего балла, а также количество двоек говорит о том, что нужно менять подходы к преподаванию математики, обществознания, истории, химии, биологии.

В этом учебном году у нас 31 стобалльник (причём ученица из Старого Оскола получила максимум баллов по двум предметам), в предыдущем году было 64 стобалльные работы. Высокобалльных работ (81 – 100 баллов) в этом году более 10 %, 36 % всех участников ЕГЭ получили высокие баллы – это на уровне прошлого года.

— Расскажите и об итогах экзаменационной кампании девятиклассников.

— Не получил аттестат об общем образовании 661 человек. В сентябрьские сроки 183 человека пересдают русский язык, 525 – математику, 167 – биологию, 150 – географию, 248 – обществознание, 52 – информатику… Несколько человек – физику и химию. То есть немало школьников, которые получили по несколько двоек на экзаменах.

Отдельная большая проблема – преподавание математики. То, что предмет нуждается сегодня в особом внимании и контроле, очевидно.

Задумаемся над двойками

— Давайте напомним о том, что с нынешнего года аттестат об общем образовании не выдаётся, даже если у ученика всего одна двойка на ОГЭ…

— Да, для получения аттестата нужны четыре положительные отметки по ОГЭ. Несмотря на информацию о том, что якобы в 2018 году девятиклассники должны сдавать не два, а три экзамена по выбору, пока из Министерства образования никаких официальных распоряжений об этом нет.

— Останется ли принцип перевода баллов в оценки в пользу девятиклассника?

— В этом вопросе позиция департамента однозначна: шкалы перевода первичных баллов в отметки, рекомендованные Рособрнадзором, в этом году ни по одному предмету не корректировались в сторону уменьшения.

— Будет ли оказана помощь школам в тех районах, где результаты экзаменов не оправдали ожидания?

— Конечно. Уже определены муниципалитеты, которые должны быть взяты на контроль при проведении ГИА-9 в 2018 году. Это Грайворонский, Ивнянский, Ракитянский, Яковлевский районы (районы с большим количеством двоек) и Алексеевский, Чернянский, Ровеньский районы (с незначительным количеством двоек). Есть некая точка отсчёта: средний показатель. Когда в одних районах показатель зашкаливает, сам собою напрашивается вопрос: благодаря чему? Когда в других районах этот показатель существенно хуже, тоже возникает вопрос: в чём дело? Нам предстоит установить причины массовости двоек в первой группе районов и определить, насколько объективны результаты во второй группе районов. Если результаты районов – хорошистов и отличников объективны, то их опыт работы надо демонстрировать на всю область.

Вызывает уважение позиция Старооскольского городского округа. После прошлогоднего искажения результатов по математике муниципалитет объективно провёл ГИА-11 и ГИА-9 в этом году. Да, много двоек, но это заставит задуматься всех (школьников, их родителей, педагогов, управление образования, муниципальный институт развития образования и т. д.), скорректировать действия, что выведет образование в округе на новый уровень.

— Сколько было подано апелляций по итогам экзаменов?

— Сразу хочу сказать, что очень много апелляций было подано безосновательно. Девятиклассники подали 473 апелляции, только 13 % – 62 апелляции были удовлетворены (в 2016 году – 30 %). Из 493 апелляций, поданных одиннадцатиклассниками, были удовлетворены 79, из них 27 в связи с технической ошибкой: иногда из‑за неразборчивого почерка машина может не распознать ту или иную букву, символ, знак, это может привести к неправильному оцениванию. Все технические ошибки рассматриваются в пользу ученика. Как всегда, больше всего апелляций по обществознанию – 30 %.

 

Фото Вадима Заблоцкого

За красивые глаза

— К нам в редакцию поступали жалобы, что в некоторых школах учителя запрещают детям подавать апелляцию…

— Конечно, никто не имеет права ни запретить подать апелляцию, ни, наоборот, заставить её подать. Но тут надо понимать, что после подачи апелляции работа проверяется не выборочно, а целиком, а это может привести и к повышению, и к понижению оценки. Сейчас каждый выпускник имеет доступ к своей экзаменационной работе, и прежде чем подавать апелляцию, школьники обычно советуются с учителем и родителями. Иногда вместо того, чтобы успокоить ребёнка и объяснить ему, что он сделал не так, взрослые подталкивают его к подаче апелляции. В этом году, например, была ситуация, когда учительница прямо заявила маме девятиклассницы, что экзаменационную работу её дочери по литературе оценили неправильно. Мама, естественно, написала жалобу в департамент. Но оказалось, что работу девочки оценили объективно, просто учительница, которая порой ставила ученице пятёрки за красивые глаза, пыталась переложить свою вину за слабые знания ребёнка на экспертов. Такие ситуации не единичны.

Шпаргалки на телах

— Были ли в этом году нарушения во время проведения госэкзаменов?

— Зафиксировано 33 случая нарушения порядка проведения ЕГЭ и ОГЭ. Для сравнения: в 2015 году только на ЕГЭ было 104 нарушения, в 2016 – 119. Чаще всего школьники попадались на использовании запрещённых предметов: шпаргалок, мобильных телефонов, калькуляторов. Ими пытались воспользоваться выпускники в Белгороде, Старооскольском и Губкинском городских округах, Корочанском, Волоконовском, Валуйском, Грайворонском, Ивнянском, Яковлевском, Борисовском и Шебекинском районах. «Слива» экзаменационных заданий в Интернет замечено не было. Среди нарушителей – 19 участников ЕГЭ (из них двое – выпускники прошлых лет) и трое девятиклассников.

Шпаргалки – самое распространённое нарушение. Но в этом году школьники были более изобретательны: свои письменные заметки они делали на теле, в основном на руках. А ведь даже простейшая формула, написанная на ладошке, – уже основание для удаления с экзамена и аннулирования результата.

Печально, что среди нарушителей есть и взрослые – 11 человек. Это один руководитель пункта проведения экзамена, четыре общественных наблюдателя и ещё шесть организаторов в аудитории.

Всего к административной ответственности привлекли 18 человек, они заплатят штраф по 3 000 рублей. К дисциплинарной ответственности за нарушение порядка проведения ГИА привлечены 11 человек. Взрослые, решив помочь ученикам, оставляли закладки со справочными материалами в туалетах. В одном случае задержан посторонний человек, который пытался пройти в ППЭ. Среди других нарушений, которые допустили организаторы экзаменов в Белгороде, – рассадка участников ЕГЭ не в соответствии с произведённым распределением. Причём организаторы обнаружили это спустя более чем два часа после начала экзамена! А ведь при таком несоответствии работы детей просто не были бы допущены к проверке!

Показательна ситуация в Яковлевском районе. Здесь двух выпускников не удалили с экзамена, однако когда члены комиссии смотрели видеозапись, увидели, что школьники доставали из карманов листы бумаги. Даже если эти листы чистые, это всё равно нарушение.

Результаты обоих выпускников аннулированы. Родители одного из них подали жалобу в Яковлевский районный суд, но суд оставил её без удовлетворения.

Продолжение следует

«Работа по анализу проведения ГИА-2017 продолжается, – сообщил Николай Рухленко. – Уже выявлены отдельные факты недобросовестного отношения экспертов к оцениванию экзаменационных работ в дополнительные сроки. Наш департамент ведёт активную работу по группам риска, определённым Рособрнадзором».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×