На прошедшие фестивали приглашали знатоков Анатолия Вассермана, Александра Друзя и Константина Рудера. В этот раз в Белгород приехал двукратный обладатель «Хрустальной совы» Михаил Скипский. Он преподаёт географию в Аничковом лицее в Санкт-Петербурге, ведёт кружок интеллектуальных игр в Санкт-Петербургском городском дворце творчества юных. В 2008 году Международная ассоциация клубов «Что? Где? Когда?» удостоила Скипского премии в номинации «Тренер».
В турнире среди школьников первое место завоевала команда «Физики и лирики» из белгородской средней школы № 13, а лучшими среди студентов стали игроки команды «Нехрустальные совы» историко-филологического факультета БелГУ. В перерывах между турами Михаил Скипский рассказал «БелПрессе»…
Как попал на «Что? Где? Когда?»
«Когда я учился в 9-м классе, к нам пришла завуч и сказала: «Я вас записала на какую‑то районную игру, вот вам положение, сами почитаете – вы умные». Это был 1993 год. Мы пришли, сыграли, почти сразу вылетели, но нам очень понравилось. На следующий год мы уже сами записались на этот турнир. Мы смотрели по телевизору программу «Брейн-ринг», в которой выигрывавшие школьные команды получали ценные призы – например компьютеры для своего клуба. Как туда попасть, мы не имели понятия – Интернета тогда у нас ещё не было, в газетах объявлений не печатали.
В 11-м классе мы узнали, что есть городской клуб интеллектуальных игр «Коломна», и начали там заниматься. Руководил им Сергей Виватенко (член элитарного клуба ЧГК, двукратный победитель телепередачи «Своя игра», 14-кратный обладатель «Золотого Брэйна» телепередачи «Брэйн-ринг» – прим. авт.). Методик тогда никаких не было, мы тренировались как могли: придумывали вопросы из словаря иностранных слов, решали кроссворды на время. При этом параллельно мы же оставались школьной сборной по баскетболу и по бегу – как говорится, те же рожи, только в профиль».
О первых турнирах
«Я отлично помню нашу первую игру: в тот раз до клуба мы так и не дошли. То есть мы вошли в здание, а вот дверь в зал, в котором проходил турнир, открыть так и не решились. Мы сидели на ступеньках под дверью, слушали вопросы и понимали, что в принципе можем на них отвечать. В следующий раз мы уже осмелились и таки открыли дверь в клуб.
Также я очень хорошо помню, как мы пришли на городской турнир, который устраивал городской клуб «Дети Коломны» – детский филиал клуба «Коломна». В том турнире в матче за третье место мы обыграли команду Инны Друзь (игрока телевизионного ЧГК, обладательницы «Хрустальной совы», дочери знатока Александра Друзя – прим. авт.).
О нас даже написала газета клубов «Что? Где? Когда?» «Игра»: «Третьей стала команда школы № 355, капитан – Слава Травкин. Команда тренируется самостоятельно». После этого мы постепенно прогрессировали, прошли школьную и студенческую лиги».
О пути в телевизор
«В один момент меня позвали играть в «Брейн-ринг» – у меня быстро получалось нажимать на кнопку. Я поиграл в одной команде, потом в другой, посильнее. А потом люди, которые снимают и «Брейн-ринг», и «Что? Где? Когда?», позвали меня на отбор, потом ещё на один – и через некоторое время я оказался в телевизионной версии игры».
Об образовании
«Я выпускник факультета географии РГПУ им. А. И. Герцена. Считаю, что для игры в ЧГК нет универсального образования, которое давало бы какое‑то преимущество. Хотя в Питере самые сильные игроки – это выпускники матмеха. Гуманитарии читают книги, а ребята, которые учатся на матмехе, умеют думать, но при этом тоже читают книги.
Хотя тот же Новиков (Илья, член элитарного клуба ЧГК, обладатель двух «Хрустальных сов» и «Бриллиантовой совы» – прим. авт.) – юрист. Коробейников (Александр, редактор вопросов спортивной версии «Что? Где? Когда?», семикратный победитель «Своей игры» – прим. авт.) – филолог. Либер (Александр, один из наиболее титулованных участников «Своей игры» – прим. авт.) – математик. Мне кажется, что журналистское образование больше всего подходит знатокам: оно даёт достаточно широкий кругозор, но при этом всё по верхам, без углубления в детали. «Что? Где? Когда?» как раз про это. А умные люди в Академии наук сидят».
О тренерской деятельности
«Тренировать школьников и готовить их к турнирам мне предложил Сергей Виватенко. Дочь Виватенко как раз тогда училась в гимназии при Русском музее.
Мне это было интересно, я учился на третьем курсе, получал педагогическое образование, так что заодно прошёл в этой школе и педпрактику. У команды были большие планы: ребята хотели попасть на телевизионный школьный «Брейн-ринг». За две недели и 13 тренировок мы подготовились так, что дети, никогда до этого не игравшие в интеллектуальные игры, приехали на съёмки, с ходу выиграли и уступили лишь команде, которая в итоге стала чемпионом.
После этого стало понятно, что ребята зафанатели от интеллектуальных игр, да и администрация школы была в восторге от таких результатов. Я понял, что нужно продолжать этим заниматься. И продолжил. Сегодня и в телевизионной, и в спортивной версии «Что? Где? Когда?» играет немало моих учеников».
О детском «Что? Где? Когда?»
Среди детей в ЧГК всегда идёт более бескомпромиссная и непредсказуемая борьба, чем среди студенческих и взрослых команд. Потому что, когда идёт чемпионат России среди взрослых, результат можно достаточно точно предсказать по положению команд в рейтинге Международной ассоциации клубов: редко бывает так, чтобы команда, занимающая, например, седьмое место, поднялась на четвёртое.
В школьном «Что? Где? Когда?» всё по‑другому: здесь много команд-сюрпризов, да и психика у детей ещё подвижная, поэтому сложно что‑то прогнозировать. Хотя и тут можно кое‑что предвидеть. Например, в прошлом году была московская команда «Холодец Безжалостный», которая доминировала в детском ЧГК. В этом году они выросли и ушли в студенческую лигу, а у меня как раз подросли десятиклассники.
«Что? Где? Когда?» – это на самом деле очень полезная для школьников вещь, ведь такие игры делают акцент на межпредметные связи. В российской школьной программе учебные дисциплины очень слабо интегрированы друг с другом. Игра очень хорошо прокачивает навыки поиска и проверки данных, что очень важно в нашем информационном веке.
Школа пока, к сожалению, учит другому, отставая от современных реалий. А в ЧГК дети учатся находить ключевые слова, работать с ними. Мне кажется, это и есть передовой край современной педагогики, то, какой она и должна быть.
Как заинтересовать школьников интеллектуальными играми
Чтобы привлечь к играм детей, нужно приходить к ним в школы и ловить их после уроков. Потому что ни в какой Дворец пионеров сами они не пойдут, интернет-среда для них сейчас важнее. Единственный способ заинтересовать детей – договориться с администрацией учебного заведения и организовать кружок в школе. В Петербурге, например, так и происходит. Детям после уроков проще остаться в школе и потренироваться, чем куда‑то ехать.
А вот когда они уже подсядут на этот крючок, по‑настоящему зафанатеют от этого, тогда уже нужно начинать с ними ездить на фестивали и турниры. Такие поездки – сами по себе хороший стимул: это и неформальное общение, и отрыв от родителей и учителей. Особенно это эффективно, когда команде удаётся что‑то выигрывать.
Как и когда начинать тренировать школьников
Лично я начинаю тренировать ребят не младше восьмого класса. Мои коллеги из Калининграда, например, начинают работать с пятиклассниками, мотивируя это тем, что к восьмому классу другие педагоги наверняка растащат самых способных детей на различные конкурсы и олимпиады. Они их растащат в любом случае, но если дети уже успели попробовать, что такое «Что? Где? Когда?», то паттерн (схема, образец, модель – прим. ред.) поведения уже будет сформирован, и они наверняка вернутся в клуб.
Тренировки начать лучше всего с электронного архива газеты «Игра». Там собраны различные перевёртыши, кубрайки, кроссворды и другие конкурсы. Отыгрывать большое количество вопросов детям трудно, на это и не нужно сначала. Для старта лучше всего подходят несложные интеллектуальные игрушки, подключающие разные функции мышления, учат работать с текстом.
Важно максимально разнообразить задания на начальной стадии, чтобы детям было интересно. Простых и интересных заданий вначале должно быть процентов 70, сложных вопросов – процентов 30. Со временем эта пропорция меняется, сложность вопросов и их количество растёт.
Хорошее упражнение «Испорченный телефон» – оно наглядно демонстрирует, как изменяется информация в процессе передачи. Дети начинают понимать, что можно запомнить, а что лучше записать. Очень хорошее упражнение – генерация версий, для которого можно использовать записи старых игр телевизионного «Что? Где? Когда?». Ну и, конечно, надо отыгрывать турниры и вопросы из базы данных «Что? Где? Когда?».
О барных квизах
Сегодня по всей стране набирают популярность различные барные квизы – интеллектуальные игры, в которых посетители за кружечкой пива могут в командах попробовать поотвечать на вопросы различной степени сложности. Я отношусь к этому очень положительно. Это хорошая форма досуга, которая пропагандирует в первую очередь интеллект.
В англо-саксонской традиции, где развита барная и пабовая культура, есть целые каналы, которые круглые сутки транслируют различные викторины с вопросами. Бары покупают подписки на эти каналы и таким образом привлекают посетителей, которым интересно не только пить пиво, но и поработать головой.
В Москве и Петербурге до таких телеканалов дело пока не дошло, но это уже стало популярным развлечением, и при желании можно каждый вечер посвящать таким играм. Это хорошо, потому что в Питере, например, участниками барных квизов пополняются команды по спортивному «Что? Где? Когда?».
Дело в том, что многие не знают о существовании спортивной версии игры – многие думают, что есть только круглый стол с волчком в Нескучном саду и элитарный клуб, попасть в который обычному человеку нереально. А благодаря барным квизам люди узнают о спортивном ЧГК и даже попадают в телевизионную версию. Например, Наташа Куликова из команды Ровшана Аскерова начала именно с барных квизов в Петербурге. Это хорошая школа, первая ступень для того, чтобы войти в мир интеллектуальных игр. Я бы всем рекомендовал это попробовать.