От бабушки и прадедушки
Инна Шершнева родилась в Белгороде в 1975 году. Окончила Белгородский механико-технологический колледж по специальности технолог швейного производства, затем факультет бухгалтерского учёта сельхозакадемии им. В. Я. Горина. Однако работать бухгалтером так и не пришлось ни дня. Победила любовь к народному искусству.
Инна Шершнева научилась мастерски создавать работы в таких видах творчества, как лоскутное шитьё, изготовление тряпичной куклы, кружевоплетение, изготовление украшений. Но особенной любовью мастерицы пользуется вышивка, навыки которой ей передала бабушка Евдокия Кошаренко.
«И мама моя шьёт, и бабушка, – говорит Инна Николаевна. – Песни и рукоделие – это у нас семейное. Кстати, бабушку мою её отец научил вышивать. Она рассказывала, что матери было вечно некогда, хозяйство большое, а вот отец показал, как что делать. Бабушка и пряла, и ткала. Раньше в сёлах все это умели. Наше родное село Трефиловка – не исключение. К сожалению, сейчас там уже никого не осталось у меня, кроме дальних родственников».
Красивое и сложное ремесло
С 2002 года мастерица работала художественным руководителем Введеноготнянского сельского Дома культуры. В 2005 году возглавила его и одновременно работала мастером декоративно-прикладного творчества.
Со временем среди разных видов вышивки Инна Николаевна овладела и наиболее сложной разновидностью – золотным шитьём. Когда в Белгородском центре народного творчества проходили курсы повышения квалификации, туда среди прочих пригласили преподавателя из знаменитого золотошвейного училища в Торжке. И ракитянская рукодельница не преминула воспользоваться возможностью получить новые знания.
«Я выбрала именно золотное шитьё, потому что это красивое и сложное древнее ремесло, связанное со старинной традиционной одеждой, – рассказывает Шершнева. – Представьте белгородский головной убор замужней женщины – сороку. Она вся расшита золотыми нитями. Я выступаю на сцене и сама себе шью традиционную одежду, кокошники. И для своего песенного коллектива шила и реставрировала наряды. Поэтому золотное шитьё меня просто заворожило».
Сейчас Инна Николаевна преподает в трёх кружках в районном Доме ремёсел в Ракитном. В одном обучает детей ручному ткачеству – изготовлению оригинальных поясов и гобеленов, в другом – вязанию на коклюшках. Золотное шитьё ученицы мастерицы осваивают в кружке «Рукодельница».
Авторские грибатки
Темы для вышивания золотом Шершнева черпает в книгах, архивных документах и музейных экспозициях древнего княжеского рода Юсуповых, которые владели ракитянскими землями более 200 лет.
«Я занимаюсь только светской вышивкой, не церковной, – объясняет мастерица. – Нельзя просто сесть и вышить облачение батюшке. Нужно получить благословение, пост соблюдать. К тому же это очень долго, объёмы работы большие. Может быть, в будущем я к этому приду».
Для своих работ она использует бархат, шёлк, блёстки, жемчуг, бисер, бусы и камни. Используя старинную технику, она расшивает пояса, головные уборы и многое другое.
«Вот я стилизованную грибатку расшивала, – рукодельница указала на яркое украшение на груди. – Это традиционное белгородское нагрудное украшение носили с понёвным костюмом. Я стараюсь использовать традиционные технологии изготовления грибаток. Для каждого сценического костюма у меня своя авторская грибатка и кокошник».
Как тянуть канитель
Конечно, нитки, которыми пользуется Шершнева, не из золота.
«И сейчас существуют золотые нити, но они очень дорогие, как говорится, на вес золота. У меня на такие средств не хватает. А обычные вполне доступны», – говорит рукодельница.
Золотистые нитки можно найти в некоторых швейных магазинах, а канитель (закрученную проволоку для вышивания) рукодельница заказывает через интернет. Её привозят из Индии.
«Вышивать канителью не так просто, – отметила Инна Николаевна. – Недаром есть выражение «тянуть канитель» – настолько это долгая и кропотливая работа. Но, кстати, на самом деле выражение появилось из‑за долгого процесса изготовления канители. Её вытягивали клещами из раскалённой металлической проволоки».
Золотые узоры получаются выпуклыми. Мастерица объяснила, что это приём золотного шитья – литой шов. Сначала детали по рисунку вырезают из картона (раньше вырезали из бересты или кожи). Затем их прикрепляют к ткани и обшивают двумя нитками. С лицевой стороны идёт золотая нитка, с изнаночной – нитка просто в тон ткани.
«Думаю, такую технику использовали в целях экономии, – считает мастерица. – К тому же золотая нить очень нежная. Если её каждый раз протягивать через ткань, то она быстро распушится и порвётся».
Уже есть и желающие приобрести работы Инны Шершневой. Но у неё нет цели зарабатывать на золотном шитье. Одни свои изделия она возит по выставкам, другие дарит. Главное – работать для души.
Справка. Золотное шитьё – старинное рукоделие. Зародилась вышивка золотом на Востоке, и постепенно это мастерство распространилось в Сибирь, Поволжье, на Кавказ, в Азию, Европу. На Руси золотые нитки делали из тонко расплющенного золота, которое нарезали узкими полосками.
Золотом расшивали предметы религиозного культа: одежду служителей, иконы и иконостасы, покровы, хоругви. Богатые люди использовали такую вышивку и в обычной жизни для украшения одежды, предметов быта и интерьеров.
В XV веке в художественных мастерских работали уже специально обученные мастерицы, которые в основном занимались лицевым шитьём, то есть вышивали лики святых и библейские мотивы цветным шёлком, а золотом подчёркивались лица в религиозных композициях.
Постепенно нити из чистого золота и серебра в целях экономии стали заменять позолоченной нитью, а затем и вовсе поменяли на искусственные материалы различного цвета, толщины и сечения.