Мантия епископа
Будущий святой, в миру Иоаким Андреевич Горленко, родился 8 сентября 1705 года в городе Прилуки Полтавской губернии (сейчас Черниговская область Украины) в знатной и богатой малороссийской семье. Его отец – Андрей Дмитриевич Горленко был полковником Прилуцкого казачьего полка, мать – Мария Даниловна – дочерью гетмана Даниила Апостола.
Родители Иоакима были набожными и богобоязненными людьми. Семья Горленко строго соблюдала посты и обряды православной церкви.
В житии святителя Иоасафа описывается случай, когда его отец увидел на небе Пресвятую Божию Матерь, а у ног её склонённого в молитве Иоакима. Затем ангел накрыл ребёнка мантией епископа. Поражённый дивным и знаменательным видением отец Иоакима принял дерз-новение сказать: «Нам же, родителям, Пречистая Богоматерь, что оставляешь?». Ответа не последовало, и явление окончилось. Отец был потрясён, но забыл увиденное и вспомнил о нём только после кончины сына.
Выбрал монашество
Иоаким с ранних лет отличался большой религиозностью, которая радовала его родителей, но вместе с тем временами приводила их к печальным думам о будущей судьбе мальчика. Супруги желали, чтобы он унаследовал дворянские имения и пошёл по стопам отца.
На восьмом году жизни Иоакима отправили учиться в Киевскую духовную академию. Благочестивый склад жизни в академии, обилие святынь в Киеве и особенно знакомство с иноками-подвижниками Киево-Печерского монастыря способствовали тому, что Иоаким полюбил монашество.
Боясь огорчить родителей, святой долго не открывал им своё желание вести монашескую жизнь. По преданию, когда Иоаким ушёл в монастырь, он оставил слугу на квартире, чтобы через него передавать письма и поддерживать связь с родителями. За это потом попросил прощения у отца и матери. Те смирились и послали ему своё благословение.
В 1725 году в Киево-Межигорском монастыре Иоакима постриг-ли в рясофор с именем Илариона. В 1727-м он принял монашество с именем Иоасафа, а в 1728-м был рукоположен в иеродиакона. После пострига он остался преподавателем в Киевской академии.
В 1734 году Иоасафа назначили членом Киевской духовной консистории – учреждения при епископе по управлению епархией. Деятельность святого Иоасафа в консистории стала для него хорошей школой – он узнал нужды священнослужителей, деловые качества сочетал с подвигом молитвы и поста и быстро восходил по лестнице духовного совершенствования.
Две тысячи на храм
В 1737 году Иоасафа назначили игуменом Мгарского Спасо-Преображенского монастыря. Кстати, святитель обладал и значительным литературным талантом. В том же году он написал наиболее крупное своё произведение – «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными, происходящая в человеке-спутнике всегда, особенно в дни Святой Великой Четыредесятницы, описанная по порядку её седмиц поэтическим образом и ритмом».
Для восстановления главного монастырского храма и прочих зданий не было никаких средств, и в 1742 году игумен отправился в Санкт-Петербург собирать пожертвования на церковь. В столице он удостоился высочайшего внимания императрицы Елизаветы Петровны, когда в придворной церкви ему позволили произнести проповедь. В итоге государыня милостиво приняла просителя и приказала выдать ему на сооружение храма 2000 рублей. В итоге поездка сделала Иоасафа известным при дворе.
Пример самоотверженности
В 1744 году повелением императрицы Иоасафа посвятили в сан архимандрита и перевели наместником Троице-Сергиевой Лавры, а в июне 1748 года он принял сан епископа Белгородского и Обоянского.
В то время епархия находилась в упадке – духовенство бедствовало, было необразованным. Святитель приложил все силы, чтобы исправить положение. Прибыв в Белгород, он, по преданию, осмотрел все церкви во вверенном его духовному попечению краю. Его жизнь здесь являла собой пример самоотверженности и требовательности к себе и другим.
«Святитель Иоасаф был и остаётся правилом веры и образцом милосердия… Где бы ему ни пришлось совершать своё служение, он объ-единял и русских, и украинцев, и жителей Севера, и южных областей», – говорил о нём патриарх Алексий II.
Незадолго до своей кончины Иоасаф отправился в родной город Прилуки. Погостив в отеческом доме, святитель Иоасаф направился в Белгород в сентябре 1754 года. По пути он занемог. Житие сообщает, что, предвидя скорую смерть, святитель благословил белгородскую паству.
Нетленные мощи
23 декабря 1754 года Иоасаф скончался в своей архиерейской вотчине – слободе Грайворон. Спустя два года обнаружилось, что его тело осталось нетленным. В 1911 году Иоасаф был прославлен в лике святителей Русской православной церкви. Торжественная канонизация привлекла тысячи паломников и стала одним из важнейших событий в духовной жизни дореволюционного Белгорода.
В 1920 году по решению местных властей мощи Иоасафа вскрыли и отправили в Москву. Затем они оказались в ленинградском Музее истории религии и атеизма, размещавшемся в Казанском соборе.
С 16 сентября 1991 года мощи находятся в Преображенском кафед-ральном соборе Белгорода. Ежегодно с ними совершается крестный ход по улицам города. Иоасафу Белгородскому установили памятники в Белгороде и Прилуках. В 2006 году Белгородской областной клинической больнице присвоили имя святителя Иоасафа.