Побирушкой она стала потому, что её семью в 1930-х годах раскулачили и выгнали из дома, а замуж не вышла – так в войну её сверстники погибли.
Лукерья Петровна застала Первую мировую, революцию, пережила Великую Отечественную войну, помнит четыре страшных голода – скоро исполнится 105 лет. Как ей и другим столетним белгородцам удалось сохранить ясность мысли, подвижность, относительное здоровье, в рамках проекта «100-летний гражданин» выясняют в областном госпитале для ветеранов войн.
Зарядиться энергией
Екатерина Колчинцева, недавняя выпускница вуза, за последние месяцы выслушала более 15 подобных историй от ровесников Лукерьи Петровны. Вместе с врачом-оториноларингологом и специалистом областного управления социальной защиты она посещает столетних ветеранов в районах. Первым делом анкетирование на основе методик специалистов Израиля, Японии, Франции, где давно работают с пожилыми людьми. Затем осмотр.
Екатерина Валерьевна легко находит общий язык с пожилыми людьми. Она – врач-гериатр, занимается профилактикой, изучением и лечением болезней старческого возраста. Пока что редкую не только для нашей области, но и для страны специальность Колчинцева и три её коллеги в этом году получили во Всероссийском геронтологическом центре в Москве.
«То, что наши врачи-гериатры – молодые люди, не случайно, – поясняет начальник госпиталя для ветеранов войн Иван Залогин. – При общении с ветеранами понимаешь, что они готовы отдавать больше, чем получать. И, если молодые специалисты заряжаются этой энергией, возникает профессиональный энтузиазм. Видно, что им очень интересно работать».
Область вошла в шестёрку регионов, участвующих в пилотном проекте «Территория заботы», в которых сейчас создаётся гериатрическая служба. Бригада специалистов госпиталя и соцработников должна побывать у более чем 70 жителей области, перешагнувших столетний рубеж.
О себе – с иронией
Лукерья Петровна не прочь посидеть и поговорить за жизнь с соседками на скамеечке у подъезда, посмотреть «Давай поженимся!». Всю жизнь она трудилась санитаркой в больнице, много физической работы было и дома. Её племянница вспоминает, что ещё в 90 лет женщина помогала ей выкорчёвывать яблоню в саду, не говоря уже о прополке огорода. И хотя воспоминания у 104-летней бабушки больше про испытания, рассказывает она о них с лёгкой иронией, посмеиваясь над собой.
«У всех белгородцев, перешагнувших вековой рубеж, была разная жизнь, но объединяет их одно – позитивный настрой. Как только жизнь приобретает серые краски, человеку неинтересно, что впереди, – здоровье начинает стремительно ухудшаться», – говорит Иван Залогин.
Сегодня специалисты госпиталя выясняют, что объединяет долгожителей. Полученная информация должна лечь в основу развития гериатрии в области. Поэтому в анкете врача не только сугубо медицинские вопросы. Хобби, гастрономические пристрастия, образование и место работы – интересует буквально всё. Залогом долголетия является и посильная физическая активность.
103-летняя Александра Соломенникова (кстати, тоже из Старого Оскола) старается помочь дочери, с которой она проживает. Глажка белья – это её обязанность.
«Я вообще‑то непоседа, – улыбается Александра Андреевна, – обязательно что‑то должна делать».
Раньше Соломенникова любила шить и вязать. Коллеги удивлялись, как врач-акушер, у которой трое детей, умудрялась за ночь сшить себе обновку. А она всегда была оптимистом, несмотря на жизненные сложности.
«В 1942 году я окончила медицинский институт. Направили меня на север Урала к шахтёрам, – вспоминает Александра Андреевна. – В больнице из специалистов только медсестра, 75 больных и ещё приём в поликлинике. Ехала с кучей учебников, ведь в войну наши преподаватели были заняты в больницах, было не до лекций».
Молоденькая выпускница вуза достойно справилась. Характер никуда не денешь, и сейчас она, несмотря на возрастную слабость, старается полностью себя обслуживать.
«А спросите маму про политику и увидите, что она в курсе всех новостей», – говорит её дочь Ирина Петровна.
«Мы изучаем основы активного долголетия, – поясняет Екатерина Колчинцева. – Демографическая ситуация в стране меняется, с каждым годом всё больше будет людей пожилого возраста. И очень важно добиться, чтобы качество их жизни было достойным».
Таблетка не нужна
Видно, от нашего приезда у Александры Андреевны повышается давление. Но врач не спешит давать ей таблетку.
«В терапии пожилых людей много своих особенностей. Чем больше мы их лечим, тем хуже им может становиться, – говорит Екатерина Колчинцева. – Перепад давления от таблетки может принести больше вреда».
Новые знания о приёме лекарств стариками Екатерина Валерьевна получила в федеральном центре геронтологии. Врач-гериатр старается донести её и до терапевтов, которые отправляют к ней на приём своих пациентов.
«Возраст пожилых людей приравнивается к возрасту детскому. И если у детей есть врачи-педиатры, то особенности заболеваний, психологии ветеранов до недавнего времени не учитывались», – говорит Екатерина Колчинцева.
На приёме врачи-гериатры комплексно оценивают состояние пациента, дают рекомендации. На выездах не зря присутствует врач-оториноларинголог: у многих с возрастом снижается слух, общение сокращается, а это уже путь к подавленности. И для кого‑то медицинская помощь, рецепт на покупку слухового аппарата меняют жизнь к лучшему.
«Мы понимаем детей, потому что были ими. Опыт старости только впереди, поэтому общение со старожилами неоценимо. Общаясь с ними, думаем: как сделать, чтобы старость не была обузой для человека», – говорит Екатерина Колчинцева.