На этот раз мотоциклист проехал 37 529 км за 30 дней. На пресс-конференции в «технологе» 8 августа он рассказал, как это было.
О рекорде
Перед поездкой я зарегистрировался на сайте Книги рекордов России. Сначала хотел проехать 30 тыс. км, но потом решил, что этого мало. В среднем должен был проезжать по 1 200 км в день. Мы проверяли Книгу рекордов Гиннесса, России. Больше ещё никто не проезжал за 30 дней. Кто‑то проехал 34 тыс. км за три месяца. Максимум я проезжал 10 тыс. км за 10 дней.
Была сильная мотивация. В поездку меня приходили провожать друзья, местные мотоклубы, руководство университета. Поэтому по‑другому не мог.
Свой рекорд я посвятил XIX Всемирному фестивалю молодёжи и студентов, который пройдёт с 14 по 22 октября в Сочи.
О цели мотопробега
Кроме рекорда, одна из целей мотопробега – чтобы наша молодёжь любила свою страну, изучала, путешествовала, предпочитая активный отдых, а иностранные студенты, гости узнавали Россию только с лучшей стороны.
Я люблю свою страну. В 2015 году вместе с братом Романом Иглиным я совершил кругосветный мотопробег, побывал в 30 странах и понял, что Россия лучшая.
Когда начинал, а это более 10 лет назад, об этом не задумывался. Всегда жалею, что у мотопутешественников мало времени для написания текстов. Хотелось бы вернуться на Байкал, в Челябинск, пройти маршрутом Чингисхана, ещё раз проехать по Северу, дороге декабристов и рассказать о том, какая у нас богатая история. Надеюсь, что моя книга о путешествиях ещё впереди.
О погоде
Из‑за непогоды маршрут был немного изменён. Хотя я вчера смотрел новости и понял, что на самом деле мне, конечно, повезло. Потому что сейчас в Приморье, на Дальнем Востоке сильная непогода, дороги размыло, затопило много населённых пунктов. Получается, что я ещё проскочил удачно.
Хотя погода была дождливая 26 дней из 30. Утром я надевал мокрую экипировку и целый день ехал. За пару недель она превратилась в тряпку.
О ГИБДД
Ни одного штрафа не было. Недели две меня вообще не останавливали. Всего остановили раз пять. Не всегда даже документы просили показать.
Под Оренбургом остановили. Полицейский спросил, откуда еду. Я говорю: «Когда: сегодня или вчера?» В общем, я сказал, что не могу ответить на этот вопрос, потому что я был во Владивостоке, Сургуте и сейчас еду в Оренбург. Он постоял, подумал: «Ладно, езжай».
О трудностях в дороге
Плохо сделали ТО во Владивостоке. Заменили свечи в мотоцикле и один из датчиков, которые под бензобаком, не присоединили. Исправили потом в Красноярске.
Ехал из Хабаровска в Читу. Вечер, погода хорошая, дождь закончился, вышло солнышко. Я открыл визор (защитное стекло на мотошлеме – прим. авт.), и мне в глаз прилетел жук. Левый глаз заплыл кровью, и часа на два я потерял зрение. Но я нашёл друзей в Сковородино (небольшом городке с населением 9 000 человек в Амурской области – прим. ред.). Мы пришли в больницу, мне выписали лекарство. Закапал глаз, переночевал, и наутро уже всё было в порядке.
Под Самарой у меня отвалился глушитель. Мотоцикл уже не выдерживал. Когда планировал маршрут, думал о том, что нужно выделить хотя бы день для пит-стопа мотоцикла. Но в чём тогда заключается рекорд, если я буду давать себе отдых?
За время пути у меня было три или четыре ТО мотоцикла. И делали мне их ночью, пока я спал. Наутро снова ехал.
О километраже
В первый день я проехал 1 150 км. На МКАДе включили дождь и выключили его через две недели. На второй день я не доехал немного до Челябинска, пройдя 1 050 км. Иду устраиваться в гостиницу и думаю: «Как же я дальше поеду? Что‑то не получается рекорда».
Но в третий день было уже 1 470 км, в четвёртый – 1 360, в пятый – 1 340. Ну и потом уже успокоился, понял, что у нас можно проезжать по 1 200 км без суеты, не нарушая правила дорожного движения, останавливаться, обедать, нормально отдыхать. Если проезжать больше – да, уже есть определённое напряжение.
Ехал по магистралям, старался не заезжать в большие города, чтобы не тратить время. И недели через две у меня уже был запас около 1 000 км. Мог себе позволить день отдохнуть, хотя всё равно я почти всё время ехал. Спал часов по семь и ещё иногда днём отдыхал часа по полтора.
В последние дни я проезжал уже меньше – 900–1 000 км. Сколько бензина сжёг, не считал, ориентировочно около 2 600 литров.
О впечатлениях
Больше 10 лет отпуск без мотоцикла я не провожу. И в основном езжу по стране. Во Владивостоке я уже был до этого два раза. Мне очень нравятся Сочи, Кавказ, Крым.
Но в этот раз я открыл для себя Север: Ханты-Мансийск, Сургут, Нижневартовск, Тюмень, Нижний Тагил, Нягань. Там очень хорошие дороги, красивая природа, отзывчивые люди. Когда едешь больше 1 000 км в день, на глазах меняются природа, часовые пояса. Это очень здорово! Путешествовать там недорого. Ночь в гостиницах – от 300 до 500 рублей.
Во Владивостоке я встретил американцев, путешествующих на мотоциклах. У них и у других иностранцев есть навязчивая идея – доехать до Владивостока или Магадана. Американцы говорили мне: «Какая у вас страна! Как вам повезло! Едешь по ней, едешь – и она не заканчивается!» У них маршрут был всего 12 тыс. км. И они сказали, что если бы ехали 36 тыс. км, то проехали бы США от побережья туда и обратно три раза.
В Сургуте очень красивый мост через Обь. За время путешествия я увидел все наши великие реки: Амур, Обь, Енисей, Волгу, Иртыш. В Оренбург я ехал и пересекал Каму. Мост – несколько километров. Никогда не думал, что это такая огромная река.
С медведями не встречался. Хотя, когда я ехал в Нижневартовск, ребята меня предупреждали: ночью ехать нельзя. Два года назад один мой товарищ ехал там на мотоцикле ночью и сбил медведя. Я ночью старался не ехать.
Путешествовать по России очень интересно. Можно вообще ехать и только за бензин платить. Почти в половине случаев за жильё я не платил.
О достопримечательностях
У нас очень много достопримечательностей, которые не высосаны из пальца, как иногда бывает за границей. Был на фабрике оренбургского пухового платка. В Чите есть деревянный храм, который ещё декабристы построили, музей.
В Омске – дорога, по которой ходили декабристы. И там есть такой туристический маршрут. На человека навешивают кандалы, и он должен пройти несколько километров, чтобы почувствовать то, что чувствовали декабристы.
Об отзывчивости
В 2014 году я ездил во Владивосток и познакомился с австрийцем. Он профессор, ехал на стареньком БМВ. Мотоцикл постоянно ломался. Ночью мы проезжали тайгу, аккумулятор у него сел, генератор сдох, и ехать дальше нельзя было.
В два часа ночи я взял его разряженный аккумулятор и постучался в первый попавшийся дом, объяснил ситуацию. У меня взяли этот аккумулятор, ничего не прося взамен, поставили на зарядку на полчаса. Тайга, ночь. Я не знаю, как вообще дверь открыли. Но думаю, там по‑другому нельзя – всем помогают.
Австриец был очень удивлён и сказал, что у них такого не могло бы быть. Я спросил: «Ну а как бы у вас было?» Он ответил: «У нас бы вызвали эвакуатор, специальную службу, мотоцикл погрузили бы на эвакуатор и отвезли бы на сервис». Я ему объясняю: «Карл, ты видишь, что в радиусе 200 км ничего нет и никакая бы служба к тебе не приехала?»
Австриец был очень удивлён отзывчивостью русских и говорил, что в Австрии в СМИ рассказывают про нашу страну по‑другому. Он начал писать книгу о России и отдельную главу посвятил как раз этому случаю.
О планах
Недавно президент России и премьер-министр Индии обсуждали возможности сотрудничества двух стран. И, возможно, 2018 год будет посвящён российско-индийской дружбе. Поэтому есть потенциальное направление нового мотопробега.