Спустя почти восемь десятилетий прославленный во всём мире коллектив, носящий его имя, – Государственный академический центральный театр кукол имени С.В. Образцова – разыгрывает спектакль на сцене Белгородского государственного театра кукол. Такой удивительный подарок в рамках гастрольного тура-фестиваля «Под благодатною звездой» маленьким белгородцам преподнёс Фонд содействия театральному искусству и развитию детского театрального творчества, возглавляемый депутатом Белгородской областной Думы Наталией Ивлевой.
Ради улыбки ребёнка
Улыбчивое солнышко встаёт – и домочадцы мерно дремлющей под снежным покровом избушки пробуждаются. С задорной песней Емеля, нет, Емелька, такой он маленький, отправляется с Полкашкой за водой… Что будет потом – известно. Сначала в ведёрке хвост щучий мелькнёт, потом её глазик, точно сапфир, блеснёт – и начнёт укушенный морозом за нос Емелька чудеса творить...
Модифицированные перчаточные куклы (сделали народный артист СССР Сергей Образцов и заслуженный работник культуры России Вера Терехова), которые оживают в руках искусных мастеров-кукловодов, сотворили настоящее волшебство. «По щучьему веленью» – невероятно смешной спектакль. И бесконечно добрый (здесь даже если царя обзовут дурачком, он лишь пожурит потешно да вместе с вами и посмеётся). И, конечно, как и положено сказке да ещё и про Емелю, кишмя кишит чудесами. Главное из них – детский смех, который не смолкал на всём протяжении спектакля. А ведь именно ради улыбки ребёнка «По щучьему веленью» и создавали.
Нашёл ключ
Спектакль уже стал частью нашей истории, но не пылится в памятных закромах, а до сих пор дышит и волнует… «В чём, на ваш взгляд, секрет такого немеркнущего успеха?» – мой первый вопрос заместителю директора театра Образцова по творческим вопросам Андрею Лучину.
– Русский аутентичный фольклор требует простоты и лаконичности. И «По щучьему веленью» – глубокое понимание его природы. Секрет в концептуальном решении – в том ключе, который нашёл Сергей Владимирович, чтобы поставить сказку. Вернее, пьесу Елизаветы Тараховской по мотивам русских народных сказок. Образцов дарил это чудо малышам и называл «наша «Чайка» и «кредо театра». Он был и остаётся нашим любимым спектаклем для детей, с которого начинается их знакомство с русским фольклором и его героями.
– Не случайно многие театроведы восприняли «По щучьему веленью» как главный кукольный спектакль ХХ века, применяющий мейерхольдовские открытия. Но и в техническом отношении этот спектакль любопытен. Говорят, его сценографическая конструкция уникальна…
– Правда. Если вы заглянете за кулисы, то увидите ширму в виде круга – так называемый стакан. Предполагалось, что играть спектакль будут на грузовиках. Борты опускали – и на грузовике стояла круглая панорамная ширма, благодаря которой артистов не было видно.
– Но почему именно «По щучьему веленью» выбрали для показа в Белгороде?
– Театр открыли в 1931-м, «По щучьему веленью» появился через пять лет. И до сих пор он – безусловный аншлаговый шлягер нашего репертуара. Сменилось несколько поколений артистов, зрителей, но дети по-прежнему хотят видеть русскую сказку. И родители, бабушки и дедушки ведут их на «По щучьему веленью», показать образцы того лучшего, что они видели в театре кукол. Он превратился в спектакль для семейного просмотра. И в ваш город мы хотели привезти именно такой. Кроме того, ориентировались на масштабы зала белгородского театра кукол.
– Подвергалась ли постановка каким-то трансформациям, пытались ли её актуализировать, всё-таки столько лет прошло?
– Нет. В театре очень много спектаклей, много экспериментов. Но тем не менее есть золотой фонд спектаклей, которые сохраняют традиции: «Необыкновенный концерт», «Божественная комедия», «Волшебная лампа Алладина» и среди них – «По щучьему веленью».
– Летом Белгород посетила актриса вашего театра Ольга Беленкова. Перед воспитанниками детских домов Прохоровки, Северного и Белгорода она распахивала крышку своего волшебного сундучка, открывая для них удивительный мир великолепных игровых кукол. Но, конечно, постановка такого масштаба, как сегодня, от театра Образцова у нас впервые...
– Вы начали говорить о «Принцессе на горошине» по мотивам одноимённой сказки Ганса Христиана Андерсена, который показывают в нашем театральном музее вот уже двадцать с лишним лет. «Игрушечный театр» – так мы называем его формат. Эту благотворительную акцию мы проводили совместно со Сбербанком России. Привезти же в ваш город большой спектакль стало возможным благодаря поддержке Фонда содействия театральному искусству и развитию детского театрального творчества.