Спецзадание
Начавший работать в «Белгородской правде» в 1969 году собственным корреспондентом Вячеслав Соловьёв с явным удовольствием «погружается в прошлое»:
«Собкоров тогда курировал заместитель редактора Григорий Данилович Крупа. Как‑то раз, в разгар весенних полевых работ, он позвал в кабинет меня с фотокорреспондентом Анатолием Лукьяновым. Разгладил по привычке смоляные казацкие усища и… дал три часа на поездку в Борисовский район».
Оттуда, из колхоза «Свободный труд», требовалось дать срочно в номер «мобилизующий» репортаж. В качестве образца выбрали бригаду Героя Социалистического Труда Степана Крячко. Причём для иллюстрации нужен был снимок самого Степана Петровича.
«Вот так примерно сделай, наставлял меня Крупа, – вспоминает Лукьянов, – Григорий Данилович взял какой‑то журнал и показал обложку. На ней в чистом поле стоял, кажется, молодой агроном в широченном плаще, который очень живописно развевался на ветру».
Не та одёжка
«Примчались на редакционной машине в борисовское село Берёзовка и спросили, где Крячко, – рассказывает Вячеслав Соловьёв, – Нам дедушка один махнул рукой в сторону поля. Приехали к работавшим там агрегатам. Бригадир, крепкий кряжистый мужик, был в пропылённой и промасленной насквозь фуфайке, в зимней шапке, с четырёхдневной, похоже, щетиной и красными от недосыпа в рабочую пору глазами. Ни фотографироваться, ни делиться соображениями о своём передовом опыте он не имел ни малейшего желания: весенний день год кормит! Да мы и сами это прекрасно знали и понимали настрой Степана Петровича. Но у нас – своя работа».
Репортёры всё‑таки сумели внушить бригадиру важность полученного ими задания. И пока Соловьёв торопливо записывал в блокнот слова Крячко о том, как и что в период посевной лучше всего делать, Лукьянов, по его словам, чуть не прочесал голову до кости.
Действительно, чувства прирожденного фотохудожника были, мягко говоря, в смятении. Ни фактурой лица, ни обмундированием бригадир не отвечал требованиям ожидаемого в редакции репортажа, для которого, кстати, в текущем номере было оставлено место.
И кепка пригодилась
Прежде всего, фотокорреспондент «Белгородской правды» предложил Крячко избавиться от нефотогеничной фуфайки. Затем попросил Степана Петровича надеть вместо неё позаимствованную у Соловьёва модную тогда штормовку. Но та не налезла на плечи бригадира.
Лукьянов не отчаялся. Скинул плащ, пиджак и, придерживая одной рукой фотоаппарат, другой протянул их бригадиру. Тот с пониманием хмыкнул и, мигом переоблачившись, умоляюще попросил: «Фоткайте скорее! Работать же надо!».
«Ну, мы и сфоткали. Бригада продолжила сев. А мы, вернувшись в редакцию, сдали материал в назначенный срок», – собирается завершить рассказ Лукьянов.
— Погоди, – прерываю его, – Говорили, он был в зимней шапке. А на снимке он в кепке. Ничего не путаете?
— Так то ж моя! – восклицает Соловьёв. – Когда Крячко обрядился в лукьяновские одеяния, Толя, подняв фотоаппарат, спохватился: головной убор не по сезону! И, сдёрнув с моей головы кепку, молча протянул её бригадиру. Тот так же молча, сбросив шапку, напялил мою кепку. Ещё секунда и – снимок сделан. А небритость на снимке в редакции подретушировали.
— Успели в номер, – опять гордятся Лукьянов и Соловьёв и добавляют:
— Потом газета писала о том, что сев область провела качественно, в оптимальные сроки, в том числе и благодаря распространению передового опыта, к чему и мы были причастны. А потом были материалы о высоких урожаях.
Ну, как этим не гордиться!