Жили благополучно
В 1626 году в Заячьем было уже более 40 домов. Населяли его казаки. Здесь проходила Белгородская черта. Благодаря святителю Иоасафу в XVIII веке местные крестьяне получили свободу и землю. Жили они благополучно. В селе развивались ремёсла. Рос дубовый лес. До сих пор многие места сохранили имена владельцев: Туманова роща, Рогатая лощина, Кузин лог… В селе, основанном на заячьих тропах, обитало много ушастой живности.
Каменный храм здесь возвели в 1867 году на средства купца-мецената Морозова, недалеко от того места, где раньше находилась деревянная церковь. Кирпичи на волах перевозили из Белгорода.
«Тётя моей бабушки в детстве играла на кирпичах этого храма, когда его строили. Она была верующей. Ходила паломницей в Иерусалим и прививала веру остальным членам семьи. Бабушка моя 1903 года рождения. Она вспоминала, что по инициативе священника из этого кирпича строили одновременно три здания: храм, школу (потом она сгорела) и помещичий дом неподалёку», – рассказал местный житель Александр Цуканов.
Склад и овчарня
До революции 1917 года в селе жили около двух тысяч человек. Почти все были образованными. Минимумом считались три класса церковно-приходской школы. На престольный праздник возле храма организовывали ярмарку, ставили качели, проводили кулачные бои.
С наступлением советского времени эта традиция канула в Лету. Храм закрыли. Пострадал он и от рук местных атеистов, и от рук врага – до сих пор на потолке видны заделанные во время ремонта выбоины от пуль и осколков.
«После войны храм пытались разрушить. Пробовали рвать стены тракторами, но ничего не получилось. Так и бросили. А потом стали использовать для хозяйственных нужд», – вспоминает житель села Михаил Гоков, также участвовавший в восстановлении церкви.
«В 1975 году мой отец работал кладовщиком, и я помню этот храм, набитый зерном. Когда построили новый ток, его превратили в химсклад. Горами были насыпаны удобрения, рядом пристроили ещё один склад из ракушечника, там была более опасная химия», – дополняет Александр Цуканов.
Потом сюда запускали овец. И в 1990-е годы от красивого когда‑то сооружения остались развалины.
Возрождение
В начале девяностых Иван Семыкин и Александр Шеховцов осмотрели развалины церкви и решили: храм надо возрождать. Добились разрешения на ремонт, стали собирать деньги по организациям и среди прихожан. И закипела работа: всем миром очищали здание от грязи, штукатурили, делали окна, крышу, возводили новую колокольню взамен разрушенной. Помощи извне особо не ждали, полагались на собственные силы.
«Я ведь три года был на фронте. Ушёл в 1943-м семнадцатилетним парнем. Ранение, контузия. Но главное – живой. Ещё пять лет служил потом за границей. Надо было отблагодарить Господа за то, что он меня сберёг. Вот и принялся за восстановление храма», – рассказал ветеран Великой Отечественной войны Александр Шеховцов.
У Александра Павловича множество военных наград. А его бодрости и хозяйственности в такие преклонные годы можно только позавидовать. Он ведёт нас к себе в дом, показывает фотографии предков и хозяйство: сделанную своими руками технику и собственноручно связанные веники.
К слову, Шеховцов – потомственный казак. А три года назад в селе организовали казачье движение. Сейчас в нём 22 человека, в том числе и упомянутый Александр Цуканов. Казаки смотрят за порядком, дежурят на больших праздниках, следят за тем, чтобы в селе не было наркоманов и экстремистов. А настоятель храма Параскевы Пятницы отец Владимир (Кузнецов) является духовником казачества Корочанского района.
Батюшка показывает храм. Здесь чувствуется семейная атмосфера, начиная с лоскутного коврика на пороге и заканчивая иконами, которые из своих домов принесли прихожане в возрождённый храм. Пару лет назад казаки покрасили церковь внутри. При ремонте решили оставить наиболее сохранившиеся фрагменты старинных фресок. Сейчас их можно увидеть лишь на двух стенах. А раньше храм был расписан полностью.
Нина Афанасьевна Серикова тоже принимала активное участие в ремонте. А сейчас взяла на себя обязанности по управлению церковным хором. В нём поют и старики, и те, кто помоложе. И даже деток уже начинают обучать.
Возродился храм, возрождается село. Одно время здесь почти не стало детей. А пять лет назад рождаемость начала увеличиваться. В этом году на свет должны появиться 11 ребятишек. Уже идут разговоры о необходимости открыть при школе детский сад.
Уезжая из села, мы ещё раз оглядываемся на храм. И понимаем, что для селян это не просто церковь, а символ связи веков, дружбы и духовного возрождения.