Учился слушать звёзды
Родился Василий 12 января 1890 года в селе Обуховка Старооскольского уезда в семье зажиточных крестьян Якова Васильевича и Евдокии Васильевны Ерошенко. Отец будущего писателя торговал лесом.
В результате тяжёлой болезни мальчик потерял зрение. В автобиографическом эссе «Страничка из моей школьной жизни» он писал:
«Ослеп я четырёх лет от роду. С мольбой, весь в слезах, покинул я красочный мир солнца… Хотя ночь принесла страдания, часто робость, но я учился слушать звёзды, поющие в небе, и учился познавать природу».
В 1899–1908 годах Василий обучался в воспитательном заведении Московского общества призрения, воспитания и обучения слепых детей. Успешно окончив школу, он получил профессию музыканта и выступал вторым скрипачом в симфоническом оркестре для слепых.
Помогло эсперанто
Во время выступления в московском ресторане «Якорь» Ерошенко познакомился с Анной Николаевной Шараповой, преподавателем английского языка и искусственного международного языка эсперанто. На рубеже XIX–XX веков увлечение эсперанто широко распространилось, в том числе в России. Сторонники этого языка верят, что единое средство общения поможет в будущем сплотить человечество, преодолев непонимание и рознь.
Анна Николаевна рассказала молодому человеку о том, что в предместье Лондона – Норвуде – существует Королевский колледж и Академия музыки для незрячих, в котором он мог бы учиться дальше. Когда Василий в совершенстве овладел эсперанто, Шарапова подготовила его поездку в Англию.
Об этом путешествии в 1912 году писали журналы «Слепец» и «Вокруг света»:
«22-летний В.Я. Ерошенко… так основательно изучил эсперанто, что благодаря, главным образом, англо-эсперантскому словарю точечного письма, лондонским журналам и книгам и переписке с эсперантистами из Англии, быстро научился и по‑английски (даже удивляет англичан своим знанием английской стенографии для слепых)».
С запада на восток
После двухмесячного обучения в Королевском музыкальном колледже жажда новых знаний отправила Ерошенко в Японию. В Токийской школе слепых он изучал японский язык, осваивал массаж и иглоукалывание, овладевал искусством игры на кото и сямисэне – японских щипковых музыкальных инструментах.
Изучив язык, староосколец начал печатать в японских журналах свои сказки и очерки. В январе 1916 года журнал «Кибо» («Мечта») опубликовал первый текст, написанный им по‑японски, – «Рассказ бумажного фонарика». Теперь имя нашего земляка включено в несколько японских энциклопедий.
В 1916–1919 годах Ерошенко жил и работал в Сиаме, Бирме и Индии. И в какой бы стране мира ни оказался Василий Яковлевич, его всегда интересовала судьба проживающих там незрячих людей. Он помогал им в тех азиатских странах, где слепота считалась проклятием неба, а сами слепые – отверженными.
В 1919 году Василий Ерошенко вернулся в Японию, но в 1921 году его выслали из страны по подозрению в большевизме. Писатель прибыл во Владивосток, однако Гражданская война не позволила ему выехать с Дальнего Востока. Тогда он отправился работать в Китай. Там нашего земляка пригласили в Пекинский университет, где он читал лекции по эсперанто и русской литературе на эсперанто.
Для детей и взрослых
С декабря 1924 года Василий Ерошенко стал работать в Москве, в Коммунистическом университете трудящихся Востока, преподавателем и переводчиком японской секции. Спустя пять лет он посетил Чукотку, после чего остались его художественные рассказы, но не осталось достоверных документов. Этот факт биографии пока остаётся загадкой для исследователей.
В 1935 году Василий Яковлевич организовал в Кушке Туркменской ССР (сейчас город Серхетабад) первую школу-интернат для слепых, в которой работал преподавателем, а затем директором. Помимо традиционных занятий дети пасли скот, работали в огороде своего детского дома, ухаживали за пчёлами. Ерошенко организовывал для юных воспитанников поездки в ближайший город с посещением кинотеатра. Сам водил их по окрестным аулам, знакомил с природой и людьми. Также наш земляк разработал для слепых туркменский словарь по Брайлю, которым пользуются до сих пор, и сам добился его издания в 1940-е годы.
В 1945 году Ерошенко вернулся в Москву, но, не получив там прописки, уехал в Загорск (ныне Сергиев Посад), где год преподавал брайлевскую грамоту, русский язык и литературу в музыкальной школе-интернате для бойцов, потерявших зрение на фронте. Так своим примером Василий Яковлевич возвращал к жизни ослепших людей.
Дом-музей
Жизнь писателя-странника окончилась на малой родине, в Обуховке, в 1952 году. К столетию Ерошенко там открыли мемориальный дом-музей. В музее воссоздан интерьер дома, в котором Василий Яковлевич провёл последние дни, представлены его личные вещи, фотографии и документы, рассказывающие о судьбе и творчестве этого удивительного человека. К 120-летию знаменитого земляка, в 2010 году, на территории музея установили бюст со словами, которыми сам писатель выразил смысл своей жизни: «Жил, путешествовал, писал…».
Дом-музей открыт с 9.00 до 17.30 ежедневно, кроме понедельника. Находится в селе Обуховка на улице Ерошенко, 15. Телефон для справок: 8 (4725) 49 13–76.