Всё для победы!
Борис был самым младшим из семи детей. После школы решил поступать в Московский техникум физкультуры. Но это было уже после Великой Отечественной. А в военные годы, будучи подростком, Пилкин занял место у станка на одном из тыловых заводов. С детства приученный делать всё на совесть, он отличился и здесь: пилкинскую отвёртку даже отправили в Москву как образец – мол, смотрите, как красиво и качественно можно изготовить привычный инструмент. Так что в Великой победе есть вклад и скромного подростка из Ивановской области, который спустя годы подарит стране не менее великие спортивные победы.
Прыжок из коридора
После московского физкультурного техникума был знаменитый Смоленский институт физической культуры. Там Борис Васильевич и начал работать, закончив учёбу. Вёл физкультурные занятия со студентами, у которых были проблемы со здоровьем. А когда в 1954 году в Белгороде открылась спортивная школа, молодого тренера командировали в Белгородскую область.
В первые годы Пилкин вёл занятия в маленьком школьном спортзале – чтобы разбежаться для прыжка, нужно было выходить в коридор. Уже через два года тренировок первые пилкинские воспитанники выиграли зональные соревнования у соседей-курян (они считались сильными соперниками), а ещё через несколько лет вышли на помост на спартакиаде России. Пилкин своими руками оборудовал на стадиончике возле летнего кинотеатра в парке имени Ленина мини-спорткомплекс: установил бревно, перекладины, другие снаряды. Посмотреть на занятия юных гимнастов приходили десятки зрителей.
В конце 1960-х на первенство города вышли почти 150 гимнастов – невиданная в те годы для нашей области цифра. Первыми мастерами спорта стали Тамара Фоменко и Алла Чиликина. Ученики Бориса Пилкина покоряли помосты на всероссийских и международных турнирах: Елена Дмитриева, Людмила Филиппенко, Людмила Карабанова, Наталья Уфимцева, Людмила Рогожникова, Ирина Труфанова, Людмила Смольякова, Ольга Волкова, Анна Беспалова, Ольга Молодых…
Вторая половина
Есть женщины, про которых говорят: друг, соратник и жена. Это не только про Надежду Крупскую, но и про супругу Пилкина. Анна Ивановна сначала влюбилась в гимнастику, а уже потом – в молодого симпатичного тренера. У них оказалось много общего: оба – младшие из семи детей в своих семьях, оба рано остались без родителей, оба преданно служили спорту. Анна Пилкина – мастер спорта, судья международной категории, заслуженный тренер России. Она часто ездила на судейские семинары и конференции, поэтому Борис Васильевич первым узнавал обо всех изменениях правил судейства и успевал подкорректировать программу работы со спортсменами.
Специального физкультурного образования у Анны Пилкиной не было: она закончила физико-математический факультет Белгородского пединститута и много лет преподавала математику, черчение, физику и астрономию в школах рабочей молодёжи. Лишь когда подрос старший сын, Борис Васильевич пригласил супругу на тренерскую работу. До последних дней она помогала ему в спортзале. И то, что маленькая Света Хоркина попала в руки к будущему выдающемуся тренеру – прежде всего заслуга Анны Пилкиной.
…И брусья стали козырем!
«Пришла к нам заниматься высокая, нескладная, но очень упрямая и целеустремлённая девочка. Не всё у неё получалось на бревне, но каждая неудача её только подстёгивала. И когда мы собирали группу детей в летний лагерь, я попросила Бориса взять эту девочку с собой. Он поначалу отнекивался: мол, всё равно из этой каланчи ничего не выйдет. «Каланча» и «верста коломенская» – так он её сначала называл. Но всё‑таки взял», – рассказывает Анна Пилкина.
«Каланча» по имени Света Хоркина трудилась с таким рвением и желанием быть во всём первой и лучшей, что в итоге – уже после лагеря – тренер стал намеренно придумывать элементы для рослых девочек.
«Я ей говорил: Света, раз у тебя ноги длинные, они должны тебе не мешать, а помогать… Брусья – трудный снаряд для твоего роста. Но мы сделаем так, что брусья станут твоим козырем!» – вспоминал Пилкин. Позже многие придуманные Пилкиным элементы будут носить имя Хоркиной…
Что было дальше со Светой Хоркиной, знает весь мир: беспрецедентное количество медалей высочайшей пробы, запись в Книге рекордов Гиннесса – до сих пор рекорд Хоркиной не побит, нет на сегодня второй трёхкратной абсолютной чемпионки мира и двукратной победительницы Олимпийских игр. Столкновение двух сильных характеров, переживания – вплоть до инфаркта, – борьба за здоровье спортсменки с главным тренером сборной – тоже до инфаркта! – для большинства всё это осталось за кадром. Это переживали только они: Пилкин и Хоркина. В одном из интервью Светлана призналась: «Как Пигмалион изваял Галатею, так Пилкин сделал из меня чемпионку».
Человечный тренер
Да, его так называли многие – самый человечный тренер. Особенно на контрасте после трагедии, произошедшей с известной гимнасткой Еленой Мухиной. Тренер требовал от талантливой спортсменки невозможного, усложнял элементы, не давал отдохнуть и восстановиться. Готовясь к Олимпиаде-1980, Мухина повредила позвоночник и до конца жизни была прикована к инвалидной коляске. Борис Васильевич часто вспоминал историю спортсменки – говорил, что такое обращение с подопечными недопустимо. Сам он даже пытался запретить Хоркиной делать сложный элемент и едва не получил очередной инфаркт, когда старший тренер российской сборной Леонид Аркаев хотел включить этот элемент в олимпийскую программу Хоркиной в 1996 году. Вот как об этом рассказывал сам Борис Васильевич:
«Светлана разучивала сложный элемент на брусьях – «шапку». И во время тренировки этот элемент увидел Аркаев. Ему понравилось, он попросил Хоркину сделать упражнение ещё раз. Светлана раскачалась и… упала, едва не свернув себе шею. Я говорю ему: нет, мы этот элемент не отработали и показывать его пока не будем. Тогда он разозлился и сказал: «Ну и будешь сидеть в своём Белгороде!» Мы очень переживали. А когда на Кубке мира Света завоевала три золотые медали, а его спортсменки – ни одной, он подошёл ко мне, извинился и даже пригласил тренироваться на базе «Озеро Круглое» (тренировочная база российской сборной в Подмосковье. – Прим. авт.).
Но не во всём Пилкин был мягок.
«Пятёрок на тренировках я практически не ставлю. Ведь что такое в гимнастике пятёрка? Надо быть и художницей, и акробаткой, и балериной… А это очень трудно, нужна полная самоотдача. Поэтому за хорошие результаты ставлю четыре с плюсом. У нас в спортшколе всегда была своя система оценок – на плакатах мы расписывали баллы, которые начислялись каждому спортсмену за каждую тренировку. И всем хотелось попадать в первые строчки списка, а те, кто был в конце, анализировали свои промахи и старались исправлять недостатки», – рассказывал он.
Большой секрет
Пилкин много лет дотошно изучал физиологию работы спортсмена на брусьях и особую технику тренировок и выступлений на этом снаряде. Именно такой научный подход позволил ему разработать собственную систему тренировок – специально под длинноногую Хоркину. Борис Васильевич считал, что даже многие опытные тренеры, плохо зная технику работы на брусьях, не могут качественно подготовить спортсменов.
«Китайцы и американцы за нами следили во время тренировок и выступлений, снимали на камеру все движения. Но наш секрет так и не сумели разгадать», – рассказывал Борис Васильевич.
…До последних дней он приходил в спортзал, чтобы тренировать подающих надежды спортсменок. На улице ходил с тросточкой, но всегда, переодевшись в спортивный костюм, оставлял её у двери в спортзал. И в зале словно преображался, забывал о болезнях и годах. Таким его и запомнили.
Из книги Светланы Хоркиной «Кульбиты на шпильках»:
«Благодаря лёгким и воздушным комбинациям Бориса Васильевича я узнала, что такое летать над брусьями. А чувство полёта опьяняет: пережив это состояние однажды, хочется летать ещё и ещё. Но самое главное: тренер старался работать со мной так, чтобы мне всегда было интересно».
«…Мы делали почти то же самое (что и остальные спортсменки. – Прим. ред.), но в соответствии с новыми техническими веяниями, что позволяло в дальнейшем наращивать «крутизну» наших элементов. Чтобы не останавливаться в развитии, постоянно дополняли и без того сложные фрагменты композиции ещё более «навороченными» связками и компонентами. Образно говоря, мы перестали пахать конным плугом и пересели на трактор… А сам Борис Васильевич рассказывал, как случайно услышал разговор о себе американских тренеров: «Вон «техник» идёт!»
Из статьи спортивного журналиста Елены Вайцеховской:
«В тени блистательной ученицы Пилкин был не очень заметен. Да и не рвался никогда ни к известности, ни к славе. Хмыкал иногда: мол, вся эта мишура только мешает работе. Помню нашу самую первую беседу осенью 1993-го. На первенство мира в Бирмингем они со Светланой тогда не попали, хотя именно в том году Хоркина впервые стала чемпионкой страны на брусьях и бревне. Её комбинации удивляли уже тогда. Я, помню, спросила, каким образом удалось поставить суперсложные с технической точки зрения комбинации столь негимнастической девушке. Борис Васильевич удивился: «Почему вы считаете это невозможным? Есть определённые законы физики. Если использовать их правильно, то длинные руки и ноги лишь облегчают спортсменке задачу – работают, как рычаги. Другое дело, что мало кто из тренеров идёт таким путём. Гораздо проще научить трюкам крохотных 12–13-летних несмышлёнышей»…
Юлия Хоркина, мастер спорта международного класса по спортивной гимнастике:
«Он всегда говорил: «Никогда не пытайтесь сделать лучше кого‑то. Делайте то, что умеете. Всегда уважайте соперника, тренеров соперника. Всегда дружите, никому не грубите и никогда ни на кого не злитесь».
Он учил жизни.
На сборах он нам был и папа, и мама, и дедушка, и бабушка. Подсказывал, что как делать, даже как спицами вязать, учил гладить рубашки, комбинировать с цветами.
Всегда радовался победам. Но никогда не ругал за поражение. Он учил проигрывать: говорил – не получилось, значит, это твоя недоработка, давай посмотрим, как это можно исправить. Никогда никого не оскорблял и не повышал голоса. Его знаменитая фраза: «Если хочешь, чтобы тебя услышали, скажи шёпотом».
Из интервью с Борисом Пилкиным:
«Наше направление с его сложностью, красотой – сегодня не приветствуется. Вот увидите: при таком подходе по помостам скоро пойдёт гулять сухое техническое исполнение. Перестанут ценить артистизм. И женской гимнастики не станет – болельщик отвернётся. Надо бы вводить вторую оценку за артистическое мастерство, как у фигуристов, но никто за это не борется. Вот и выходят на помост женщины-штангистки с накачанными мускулами…»