Хотя знакомство сотрудников библиотеки и Валентины Викторовны длится всего два года, за это время она успела стать здесь незаменимым человеком.
«То, что делает Валентина Викторовна, уникально, цены нет её работам, – говорит ведущий методист библиотеки Оксана Решетникова. – Благодаря ей создан редкий фонд, которого нет во многих библиотеках страны».
Так почему же волоконовской мастерице так рады в областной библиотеке?
Подробно о буквах
Примерно раз в месяц Валентина Викторовна предупреждает мужа: «Собирайся, завтра едем в Белгород». Это означает, что её очередная работа закончена и скоро в библиотеке появится новый подарок для незрячих детей.
«В библиотеке я увидела единственную тактильную книжку, и мне сразу захотелось сделать совсем иную – яркую, интересную, удобную», – вспоминает она первое знакомство с библиотечным фондом.
Работа над рукотворными книгами, а их за время сотрудничества сделано восемь, идёт непросто и занимает от одного до трёх месяцев. Валентина Гвоздева добивается, чтобы в любой её тканевой иллюстрации для невидящего ребёнка было немало подробностей. Если это бабочка, то ребёнок может ощутить пальцами шелковистость её крылышек, упругость усиков, гладкость маленьких глаз-бусинок. А это всё многочасовой труд: ведь в каждой книжке – десятки таких рисунков-аппликаций.
«Давайте откроем азбуку Валентины Викторовны, – говорит Оксана Решетникова. – Вот буква «А». Сначала она прописывает её пуговицами по Брайлю, затем делает крупную и объёмную букву, которая доступна слабовидящим детям. А затем арбуз – аппликация. Посмотрите, вот фетровый ободочек – корочка, а вот нитки – семечки, которые чувствуют дети».
Незрячий ребёнок берёт в руки книгу и водит пальцами по самодельной странице, развивая тактильную моторику. Слабовидящему доступны крупные яркие изображения.
С недавнего времени в нашей стране тактильные книги стали выпускать издательства, стоят они немало. И их качество намного ниже этих, считают специалисты. Ведь разве можно сравнить ручной труд с книгами для всех?
Играем в лото!
У Валентины Викторовны семь внуков. Когда собираются все вместе, её дом в Волоконовке заполняют шум, гам, детский смех и, конечно же, игры.
А как же играть детям, лишённым зрения, забеспокоилась она после того, как стала близко общаться с ними в специализированной библиотеке. Так для детей с проблемами со зрением появились лото и домино с большими тактильными карточками, два красавца-петуха, которые собираются как аппликация. Почему два одинаковых? Потому что тогда можно устроить соревнования между ребятами, кто быстрее их соберёт.
В библиотеке есть театральная студия «Арлекино» для ребят с ограниченными возможностями зрения, которая ставит кукольные спектакли. А вот их герои нередко «заболевают», ведь приходят они из магазинов игрушек и сделаны до примитивности просто: резиновая голова и одежда-мешок.
Как‑то попались они на глаза Гвоздевой, и она ужаснулась: как же можно незрячим детям брать в руки это что‑то непонятное и разыгрывать сказку. Так куклы на время поселились в её квартире, и от их первоначального вида у них осталась только голова. У зверей появились уши, хвосты, шёрстка, лапы, где каждый пальчик можно «увидеть» руками незрячему ребёнку.
Понимаю их боль
Четыре года своего детства в начальной школе Валентина Гвоздева жила в детском доме. Так сложились обстоятельства, что у её мамы в то время не было возможности содержать дочь. С тех пор запомнилось щемящее чувство одиночества, и эта память не даёт ей спокойно сидеть на пенсии. Поэтому последние годы она постоянно с волоконовскими волонтёрами бывает в местном пансионате и доме престарелых, проводит там мастер-классы, а на прощание каждому дарит небольшой самодельный подарок – оберег, куклу-ангелочка, колокольчик… А до этого, когда в Волоконовке был детский дом, постоянно приезжала туда со всей семьёй. Муж закупал сладости, дочери вязали каждому ребёнку носочки, делали с мамой самодельные подарки.
На каникулах, приезжая к маме, она шила наряды для кукол подружек. Иголку в руках держать умела: в детском доме дети для себя шили шапки и варежки из клетчатых байковых одеял. Выросла, получила образование специалиста по холодной обработке металла, работала контролёром, но в любую свободную минуту не выпускала иголку из рук.
«Как‑то моей дочери в школе дали задание изобразить маму на рабочем месте. Она и нарисовала меня с иголкой в руках. Учительница мне говорит: рисунок отличный, но на выставку не пойдёт, вас сразу уволят», – улыбается Валентина Викторовна.
Но наступило время, когда мечта сбылась и увлечение стало профессией: в Волоконовской библиотеке более 20 лет, пока не вышла на пенсию, Гвоздева вела «Школу мастера».
«Но на пенсии ей постоянно некогда, – говорит муж Валентины Викторовны Михаил Александрович. – Всё время она проводит в своей мастерской, мы видимся только за обеденным столом, и то она там в постоянных раздумьях».
А как тут не задуматься, если то, над чем работает Валентина Гвоздева, – это её собственные авторские разработки.
«Знаете, что мне хочется сейчас сделать для незрячих детей? – спрашивает она. – Показать им, как, например, растёт подсолнух. На одной странице посадили семечку, на другой – она уже с корешками, проросла, далее поднимается стебелёк, и заканчивает историю поролоновый подсолнух, в головку которого вставляются настоящие семечки».
Зная о работе Валентины Викторовны, местные жители помогают ей закупить материал и фурнитуру – кто небольшой денежной суммой, а кто хорошей скидкой в специализированном магазине.
На каникулы в родительский дом слетятся дети и внуки и будут помогать ей готовить маленькие подарки, без которых Валентина Викторовна не появляется ни на одном празднике. Старшая дочь Татьяна по примеру мамы стала делать тактильные книги для одного из детских садов Эстонии, где она живёт. Галина и Анна шлют из Санкт-Петербурга и Харькова ткань, мех для игрушек, редкую фурнитуру. И мамин бенефис в белгородской библиотеке для слепых стал общим праздником всей большой и дружной семьи.