Общее место
Правительство РФ запустило в городах страны проект по формированию комфортной городской среды. На благоустройство дворов и общественных территорий Белгородская область получит из федерального бюджета 263 млн рублей. Областной центр с учётом этих денег и добавки из областного и городского бюджетов сможет потратить на благоустройство места общего пользования (улицы, парка, площади и т. п.) 164 млн.
Какая именно территория подвергнется столь масштабному обновлению, выбрать должны сами белгородцы. Голосование ведётся на сайте «Активный горожанин» до 10 апреля. Городские власти предложили на выбор набережную рек Везёлки и Северского Донца, парк Памяти (по ошибке его часто называют парком Гагарина), пешеходную зону на ул. 50-летия Белгородской области и сквер Южный.
Главный архитектор Белгорода Галина Горожанкина говорит, что, хотя все три проекта являются детищами её управления, самый любимый – набережная:
«Формирование и создание набережной как лица всего города – это совершенно иная тема. И эта тема уже дала повод для проведения обширной исследовательской работы».
20-километровый участок набережной от Кашарского проезда до Пикник-парка потребует более 350 млн рублей инвестиций. По словам начальника департамента строительства и архитектуры Белгорода Василия Голикова, пока у города есть только половина необходимых средств. Вторую часть в мэрии хотят привлечь за счёт благотворительных пожертвований белгородских компаний.
«Не заковывать в бетон»
Над концепцией белгородской набережной почти одновременно начали думать не только в городском управлении архитектуры. Своё видение представили московский институт КБ «Стрелка» и «Белгородоблпроект». По словам главного архитектора города, образ будущего Везёлки и Северского Донца оказался у всех примерно одинаковым.
В единой концепции архитекторы стараются сохранить природу прибрежной зоны.
«Мы хотим максимально сохранить экологический каркас. Ни в коем случае не внедряться с какими‑то большими строительными работами, спуски к воде ни в коем случае не заковывать в бетон», – отмечает Горожанкина.
Вся набережная слишком разнородна, поэтому связующим звеном по всей береговой территории решено сделать пешеходные и велосипедные дорожки. А дальше архитекторы будут отталкиваться от необходимости тех или иных объектов в конкретном месте.
Участок от Кашарского проезда до моста по проспекту Б. Хмельницкого хотят привязать к нуждам прилегающего спального района. Здесь появится площадка для выгула собак, спортплощадка, пирсы для выхода к воде и т. д. Залив за спорткомплексом будет доступен и для пляжного отдыха, и для рыбаков. Здесь же оборудуют места для кормления уток.
Уже закованную в бетон набережную реки у спорткомплекса БелГУ и университетской часовни изменять не будут. На берегу со стороны университета появится амфитеатр с деревянным мощением.
Парк Горького по‑белгородски
Архитектор КБ «Стрелка» Ежи Станкевич говорит, что под мостом на проспекте Б. Хмельницкого появятся точки общепита и небольшая зона отдыха. Чуть дальше от автомобильного моста – от территории старого зоопарка к берегу у гипермаркета «Лента» – проложат пешеходный мост. Здесь же построят пирс для лодок, а со стороны торгового центра – ещё один амфитеатр и место для кормления уток.
Центральный отрезок набережной – участок от моста на проспекте Б. Хмельницкого до моста по проспекту Ватутина. Уже в этом году по проекту КБ «Стрелка» здесь создадут фанзону для просмотра игр чемпионата мира по футболу 2018 года. Белгород попал в список 40 городов, где будут создаваться места коллективного просмотра. На берегу Везёлки установят большой экран, а матчи можно будет смотреть с другого берега. Правда, после ЧМ-2018 экран демонтируют.
Вся набережная Везёлки в парке Победы претерпит существенные изменения. Главный инженер «Белгородоблпроекта» Константин Тетерин говорит, что вдоль береговой линии уложат деревянные настилы, где можно будет отдыхать. Тут же разместят точки с розетками, как в столичном парке Горького.
За мостом на улице Попова, напротив строящейся набережной жилого комплекса «Париж», КБ «Стрелка» предлагает высадить на склонах растения. А вот на отрезке за мостом на проспекте Ватутина Тетерин предлагает обустроить место для экстремальных видов спорта. Территорию завода «Конпрок» обнесут забором, который Галина Горожанкина предлагает отдать под граффити.
Благоустроят и остальную часть набережной – от железнодорожного вокзала до Пикник-парка, но больших изменений тут не будет. Создадут только велодорожки, пирсы, места для загорания.
Набережная для всех?
Вынесенный на обсуждение проект реконструкции раскритиковал руководитель белгородского благотворительного фонда «Реки добра» Владимир Тараненко. Он считает, что набережная не приспособлена для передвижения инвалидов.
«Проекты обязаны быть согласованы и обязательно учитывать доступную среду. Это делается для более рационального использования федеральных и региональных средств (чтобы не переделывать и не доделывать)», – говорит руководитель фонда Тараненко, ссылаясь на соответствующий приказ Минстроя.
Уже после высказанных в адрес архитекторов замечаний руководство «Белгородоблпроекта» встретилось с Владимиром Тараненко, и проектировщики заявили о готовности внедрять решения по доступной среде.
«Мы встретились с Владимиром Тараненко. Он дал очень много рекомендаций, и мы обязательно будем их использовать», – рассказал после встречи Константин Тетерин.
Дьявол в деталях
Белгородский архитектор Геннадий Гребенников обращает внимание авторов проекта на детали.
«Место кормления уток. Здорово! Но что мы видим? Это просто «подход к уткам». Это хорошо, что оборудуется берег для удобного к ним подхода. Но для чего вообще люди приходят уток кормить? Это контакт с природой – в этом ценность. Человек продолжает смотреть на уток и на бегущую воду. Созерцание. Помогите ему, сделайте приятное, продлите удовольствие. Сделайте какую‑то конструкцию, чтобы можно было постоять, облокотившись на что‑то», – замечает архитектор.
По его мнению, самым спорным в концепции является участок у Кашарского моста с дорожками и лавочками под открытым солнцем.
«Что тут вообще делать, интерес в чём? Может быть, если тут появится пляж, то это может сработать. Но может ли быть пляж рядом с опорами ЛЭП? Там есть место для детей. Они сами сюда придут или с родителями? Где они живут, в соседнем или в отдалённом районе? Как они сюда попадают, пешком или на машине? Мостки для рыбаков (пирсы) – это хорошо, но всего три штуки на 200 м? Притом что использоваться они могут и не по назначению, а просто для того, чтобы посидеть у воды.
Пункт проката велосипедов. Как до него добраться? Предполагается, что человек должен приехать сюда на авто, взять велосипед, покататься и уехать на машине? Много ли будет таких желающих? С точки зрения прокатного бизнеса это разумное размещение? Сильно сомневаюсь.
Набережная у спорткомплекса Хоркиной. Огромная, пустынная и от того унылая, площадь. Там нечего делать. Там неуютно находиться. Почему бы там не разместить навесы, совмещённые с качелями? Это убило бы двух зайцев: появилась бы тень и интерес», – заключает архитектор.
Мнения
«Историческая преемственность»
Белгородский краевед Александр Дель-Санчес рассказывает, что берега рек исторически в городе были обделены вниманием:
«Содержанием и аккуратностью улиц Белгород славился ещё полтораста лет назад, но берега рек представляли собой свалки, вода – грязную муть. О регулировании русел никто не думал до середины ХХ века, из‑за чего каждую весну были разливы и затопления, а летом – эпидемии малярии.
Отношение к рекам как к сточным канавам и неудобным природным объектам привело к логичным результатам. Водная сеть до недавнего времени совершенно не осваивалась при строительстве и транспортных коммуникациях. Проведённые в разное время мелиоративные мероприятия, кроме прикладного назначения, должны были в перспективе улучшить условия рекреации, но этот заложенный потенциал до сих пор недостаточно реализован.
Таким образом, создание сети набережных – логичное и правильное решение для полноценного использования речных территорий, которое наконец‑то включит эти пространства в общегородскую среду».
Мнения
Выход из депрессии
Александр Дель-Санчес выделил положительные и отрицательные стороны предложенного проекта:
«Плюсы. Проект по большей части направлен на развитие рекреативного использования с относительно небольшим воздействием на сложившиеся природные комплексы. Основная задача – сформировать благоустроенную, удобную для прогулок и активного отдыха среду. Предлагается сочетание укреплённых и неукреплённых береговых линий. Первый вариант хорош для городского регулярного пространства, второй – для паркового.
Проект предполагает организацию полноценной прогулочной дорожной сети, в т. ч. велосипедные дорожки, новые пешеходные мосты, что решит давнюю проблему труднодоступности многих прибрежных участков. В целом даже такое минимальное благоустройство поможет вывести прибрежную зону из современного депрессивного состояния.
Минусы. Недостаточная проработанность в деталях, спорные решения по многим элементам. Например, деревянная набережная в парке – хорошая идея, но её большая площадь, высокая стоимость и непрактичность в содержании вызывают вопросы. Странные малые архитектурные формы, например деревянные лежаки, по которым невозможно передвигаться. Обойдён вниманием вопрос освещения, технической и торгово-развлекательной инфраструктуры: точек общепита, иных инвестобъектов.
Более всего обескураживает предполагаемый внешний вид набережной. Очевидно, что заказчик предложил привести территорию в порядок минимальными средствами. При этом дорогостоящие мероприятия типа укрепления берегов отложены на дальнюю перспективу. А это как раз принципиальные вопросы, касающиеся архитектурной привлекательности центральных городских пространств.
Недостроенные каменные набережные БелГУ выглядят нелепо и своей незавершённостью портят впечатление от всего комплекса. В проекте нет внятного описания развивающейся территории улица Попова – проспект Ватутина, где с южной стороны завершается укрепление берега камнем и для придания комплексу завершённости требуется аналогичное строительство со стороны диорамы. Такое же решение в перспективе напрашивается для развития депрессивной площадки «Конпрок» до участка ж/д мостов с последующим жилищным строительством.
Отдельно хотелось бы отметить территорию Райка – место слияния Донца и Везелицы. Кроме того, что проект очень размыто описывает её благоустройство, не учтены имеющиеся здесь объекты: ресторан, места отдыха. Это знаковое для города место, и отсутствие полноценного проекта – весьма негативная черта. Тем не менее, по имеющейся у меня информации, поиск решений по этой площадке ведётся, в том числе обсуждается формирование парковой зоны и восстановление здесь ранее демонтированного фонтана «Донец и Везелица».
Впрочем, собеседник «БелПрессы» назвал идею реконструкции набережной хорошим заделом:
«Очень хочется надеяться, что городская администрация найдёт силы и средства для работ по благоустройству прибрежных территорий. Я считаю предложенный проект (после разумных корректировок) хорошим заделом, основой для будущего полноценного архитектурного и функционального включения рек в среду города».