Тот самый Корчагин
И всё же для старшего и среднего поколений нашей страны Владимир Конкин – это тот самый Павка Корчагин из фильма Николая Мащенко «Как закалялась сталь», старший лейтенант Володя Шарапов из говорухинского «Место встречи изменить нельзя» и младший лейтенант Игорь Суслин из картины Леонида Быкова «Аты-баты, шли солдаты…». Три героя – честные, принципиальные и бескомпромиссные, созданные актёром в самом начале своей кинокарьеры, когда‑то вдохновили миллионы сердец.
Сейчас, увы, таких героев на экране нет, посетовал Владимир Алексеевич на встрече с белгородцами в МКЦ БелГУ. И если «Место встречи…» ещё время от времени показывают по телевидению, да и «Аты-баты…» можно увидеть в дни празднования Великой Победы, то шестисерийная экранизация романа Николая Островского «Как закалялась сталь» ушла с телеэкранов лет двадцать назад. Вероятно, ещё и поэтому Конкин много ездит по стране, встречается с молодёжью, чтобы напомнить о незаслуженно забытых примерах чести и служения Отечеству. Вот и на Белгородчину Владимир Алексеевич, по собственному признанию, приезжал уже раз десять и рад приехать снова.
«Я благодарен организаторам за то, что смог побывать в Прохоровке, посетить потрясающий музей бронетанковой техники», – сказал гость.
По его мнению, такие места, где каждый сантиметр земли полит кровью защитников Родины, солдат Великой Отечественной, помогают «не остужаться сердцу».
И тем более горько актёру видеть, как современное кино замахивается на такую святую тему, как война.
«Эти жалкие потуги, которые сейчас происходят, никак нельзя назвать художественным кинематографом. Ведь нетрудно перетаскивать кровать из угла в угол, уложив на неё парочку нечистоплотных, никому не известных плохих артистов. А компьютерная графика сделает всё остальное – танки, самолёты… Это мульти-пульти, но не художественное кино», – убеждён Владимир Конкин.
Читайте классику
Актёр вспомнил, в каких условиях снимались многие сцены фильма «Как закалялась сталь» – под ледяным дождём, в грязи, с колоссальными эмоциональными и физическими нагрузками. До эры компьютерной графики тогда ещё было далеко. И удивительно, как те съёмки выдержал юный Конкин, у которого с детства больное сердце.
Именно эта первая роль, сказал Владимир Алексеевич, не только принесла ему грандиозный успех и многочисленные награды (в том числе и звание заслуженного артиста Украины), но и дала понять, что такое настоящий мужчина. Хотя к ней он пришёл уже с некоторым жизненным багажом: с отличием закончил исторический факультет Саратовского университета и театральное училище. За способность всё успевать сокурскники даже прозвали его «Идеал». В те годы он носил длинные волосы, слушал «Битлз», «Роллинг Стоунз», Джими Хендрикса и мог на слух отличить Дворжака от Сметаны и Глинку от Чайковского… И, кстати, до сих пор слушает виниловые пластинки.
О юности гость заговорил неспроста. Молодёжи важно напоминать, считает он, что их отцы и деды тоже когда‑то были молодыми. Это помогает представителям разных поколений лучше понимать друг друга.
«Сейчас вы на самом начальном этапе жизни, и он очень важен, он заряжает вас завтрашним днём. Поверьте, потом вы с величайшей благодарностью будете вспоминать эти годы, когда сердцем своим, как губкой, впитывали не только знания, но и флюиды добра, любви. Здесь вы насыщаетесь духовной культурой, основой человеческого достоинства. Я хотел бы, чтобы вы, молодые, ввели моду на ум и знания», – сказал Конкин, обращаясь к студентам БелГУ.
В своём двухчасовом монологе 65-летний артист практически не затронул словом съёмки в культовом фильме «Место встречи изменить нельзя», не было и рассказов о Владимире Высоцком. Но это вовсе не значит, что Корчагин ему дороже, чем Шарапов. Роли для актёра – как дети, заметил как‑то Владимир Алексеевич, и все они одинаково любимы. А баек и тем более сплетен о коллегах по цеху он избегает принципиально.
Так что же, воспоминания о Павке Корчагине уехали вместе с актёром в Москву и дальше – по другим городам и весям? Да, столь мощных героев на экранах сейчас нет, но, заметил Владимир Конкин, они остались в отечественной классике. А значит, чтобы найти нравственную опору в нашем «разболтавшемся общежитии», нужно читать книги – Пушкина, Чехова, Достоевского, Куприна, Островского…
О зависти
«На киностудии имени Довженко, где я проработал 5 лет, в те годы было два автомобиля «Волга»: у Леонида Фёдоровича Быкова чёрная, а у меня белая. И вот мы однажды выходим с ним после съёмок на охраняемую территорию киностудии и видим, что у обеих машин проколоты все колёса. Это всё зависть… Она разлагает сердце, это очень страшное дело».
О театральном искусстве
«Сцена – это светский амвон. Нужно витаминизировать собой и своей работой зрителей, которые за свои деньги пришли смотреть спектакль. Искусство всегда должно возвышать человека».
О любви
«Меня учили стоять на коленях, когда моё сердце избирает даму. И я делаю это с удовольствием, я читаю ей стихи. А доступность, которая есть сейчас в молодёжной среде, она отвратительна. Вы сами не понимаете, что вы теряете».
Слово «люблю» всуе не произносите. А лишь когда это слово действительно зазвенит в вашем переполненном сердце, когда вы готовы головой отвечать за него. И тогда есть шанс, что эта состоявшаяся любовь приведёт вас к дивному чуду.