Главное – интерес покупателя
Начало десятого, а на ярмарке, что называется, яблоку негде упасть. А я наивно полагала, что люди в выходной отсыпаются после трудовой недели.
Подхожу к условленному торговому павильону. Надежда, которая сегодня будет моей наставницей, заканчивает развешивать поступивший накануне товар: платья, блузки, демисезонные пальто. Происхождение его разное, преимущественно, узнаю, из Москвы. На самое видное место надо вывесить наиболее привлекательный и соответствующий сезону товар. Дело это непростое, но Надежда – реализатор с восьмилетним стажем – пристраивает каждую блузку на своё место. Человек она немногословный, да и времени на общение особо нет – подходят покупатели.
Молодая стройная женщина просит на примерку блузку. Температура хоть и плюсовая, однако не лето же, но она заходит за ширму и быстро переодевается. Посмотрев на себя в зеркало, с сомнением спрашивает у нас:
— Блузка меня не полнит?
— Ну что вы, конечно, нет! – лезу я поперёк батьки в пекло.
Замечаю, что Надя не пристаёт к людям с вопросами типа: «Что вам предложить?» Не все это любят, поясняет она. Главное – заметить, что заинтересовало покупателя, и быть готовой предложить модель нужного размера и фасона.
Поначалу я довольно бестолково топчусь в павильоне, манекены и тремпели предательски выскальзывают из рук, когда пытаюсь снять или надеть на них одёжку.
Если что – вернёмся
Вот в наш павильон входят две молодые дамы. Одну из них я беру на себя. Навешиваю на руку несколько выбранных ею курток и пальто. Каждую вещь женщина примеряет по очереди несколько раз, критично вглядываясь в зеркало.
И тут я допускаю ошибку, позволив ей самой застегнуть молнию на куртке. А делать это, оказывается, должен продавец. А ну как клиент резким движением сломает молнию? Это я уяснила позже, понаблюдав, как работает Надя.
На моё счастье, покупательница возвращает куртки в целости, выбрав, в итоге, пальто. Поблагодарив за покупку, я включаю журналиста:
— А где вы чаще покупаете одежду – на рынке или в магазине?
— Когда как, по настроению, – слышу в ответ.
Где‑то к полудню я уже понимала, что успех продажи зависит не только от соотношения качества и цены товара, обходительности продавца и состояния кошелька покупателя. А ещё от его, покупателя, настроения, от погоды и даже от расположения торгового места на рынке. Наш павильон – в одном из первых рядов, и многие дамы, примерив вещь, заявляют: «Мы только что пришли, ещё походим-посмотрим и если что – вернёмся».
Холод и основные клиенты
Примерно через час ноги мои стали замерзать. Спрашиваю у Нади:
— А как же вы зимой, в мороз, торгуете?
— Одеваемся потеплее, – отвечает Надя и добавляет: – Многие считают, что половина торгующих на рынке – это «синева» (пьяницы – прим. авт.). Бывает, даже удивляются: неужели вы зимой не пьёте? А попробовали бы сами согреваться на морозе спиртным, надолго их хватило бы?
Пора и нам согреться. Пробираюсь сквозь толпу покупателей к ларьку с горячим чаем и на правах молодого бойца прихватываю кофе для наставницы.
Попивая чай, пытаюсь классифицировать покупателей. Одни идут на ярмарку с определённой целью. Они сразу примеряют выбранную вещь и без особого торга покупают. Другие лишь в общем знают, чего хотят: пальто, например. И ходят по торговым рядам, определяясь с фасоном и цветом. У третьих желание оформлено ещё слабее, они гуляют по рынку – приглядываются. И если какая‑то вещь стреляет в глаз да ещё соответствует финансовым возможностям, то вопрос покупки решён. Мне показалось, что таких покупателей на ярмарке большинство.
Основные клиенты нашего павильона – мамы с дочерьми, девушки в сопровождении подруг или молодых людей, ну и, так сказать, самостоятельные дамы – то есть без сопровождения.
Всё, люди кончились
Хорошо быть стройной девушкой, примерять новую блузку или платье, любоваться отражением в зеркале и представлять, как появишься в обновке перед любимым или, на худой конец, перед коллегами – непросто отказать себе в этих маленьких радостях, особенно весной…
Однако лирический ход моих мыслей нарушает подступившее чувство голода. Как раз через наш ряд проходит тётя Валя, у которой можно купить салаты и пирожки.
«Оливьешка, яйцо, свекла! – громко рекламирует она свой товар. И пока я выбираю салат, добавляет: – А шубу всю слопали, я ж селёдки много ложу, вот и берут».
Понимая, что селёдки под шубой мне не попробовать, интересуюсь ценой «оливьешки».
К обеду ряды покупателей заметно редеют. Некоторые проходят по ряду второй, а то и третий раз. Вот идёт семья с двумя детьми. Глава, увешанный пакетами с покупками, напоминает:
— Мы здесь уже были.
— Я знаю, – непререкаемым тоном говорит жена.
Быстрым шагом проходят девушка и молодой человек. Барышня немного замедляет шаг у нашего павильона, а спутник тянет её вперёд, не давая остановиться.
«Всё, люди кончились», – заявляет продавец из соседнего павильона.
Два часа пополудни. Все, кому нужно что‑то купить, как правило, приходят до обеда, поясняет Надя. Соотношение заглянувших в наш павильон и купивших вещь составило, на мой взгляд, три к одному.
Со стороны поглядеть, работа – не бей лежачего. Тяжести таскать не надо и весь день на свежем воздухе. А устала я крепко. Тяжела ты, шапка продавца…