Стоит с ним заговорить – становится понятно: перед вами позитивный человек, лёгкий на подъём, приветливый и очень разговорчивый. Он любит жену, воспитывает детей и мечтает отправиться в путешествие по России.
Вторая жизнь
Федерико родился в солнечном итальянском городе Кальяри на острове Сардиния («О, я очень скучаю по дому», – признаётся он). Обычная жизнь текла своим чередом, а в 1998 году чуть было не оборвалась: Федерико попал в аварию, пережил долгие месяцы в больнице, операцию, период восстановления. Потом была депрессия, проблемы на работе. Справиться ему помогли книги, а особенно «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха – притча о птице, учившейся жизни и искусству полёта. Вместе с птицей учился жить и Федерико.
«Не надо грустить, нервничать, плакать. Нужно жить сегодняшним днём, потому что ты не знаешь, что будет завтра», – так решил итальянец, продал всё, что мог, и купил себе профессиональный велосипед.
«Деньги ты можешь заработать снова, а жизнь уже не повторить» – с этого и началась новая жизнь Федерико Оливати.
Об Америке
Каждые выходные он садился на велосипед и отправлялся на прогулку по острову, наслаждаясь природой Сардинии.
«Я не люблю здания и скопление людей. Природа лучше», – считает Федерико.
Однажды он заметил человека, ехавшего по дороге на странном транспорте.
«Краем глаза я увидел какое‑то движение рядом, внизу двигался аппарат, похожий на велосипед, только горизонтальный. Я был удивлён и решил познакомиться с его владельцем», – вспоминает Федерико.
Владельцем оказался инвалид Антонио Спика, у которого были проблемы с ногами. В разговоре он предложил Федерико отправиться с ним в большое путешествие по Америке.
«Я согласился, ведь если ты любопытен, то откроешь новые горизонты», – рассказывает итальянец.
В июле 2011 года путешественники отправились по Новому Свету, стартовав из Чикаго. Путь их проходил через всю Америку по знаменитой дороге 66.

Фото из личного архива Федерико Оливати
«Мы ехали по 16–18 часов, 150–200 км в день, – вспоминает Федерико. – Спали на земле. Два раза ночевали в заброшенном доме на полу. Однажды нас остановил полицейский. Мы рассказали ему свою историю, он предупредил, что ночью ехать нельзя, и сопроводил до ближайшего отеля. А на память сорвал с рукавов полицейские нашивки».
Добрые люди
Каждый раз, когда у путешественников заканчивались деньги, они встречали людей, готовых помочь.
«Однажды в магазине разговорился с кассиршей, рассказал про наш проект, – говорит Оливати. – Купил продукты, попрощался и уже выходил, как меня догнал мужчина и протянул 100 долларов. Я был в шоке: молча взял деньги и ушёл. Наверное, он слышал разговор на кассе. В Оклахоме у нас опять заканчивались деньги. Мы ехали ночью, и меня сбил «Мустанг». Я упал, но отделался легко. Чувствуя вину, водитель дал нам деньги».
Даже ошибки в маршруте оказывались для путешественников кстати:
«Антонио один раз ошибся, и мы повернули не туда. Проехали 70–80 км. В первом же мотеле узнали, что на нужной нам дороге прошёл сильный торнадо, погибли люди».
Велосипед Антонио был горизонтальным, сделанным специально под него. С собой друзья везли и его обычную коляску. В путешествии она складывалась в тележку на прицепе у Федерико.
«Было очень тяжело: тележка весила около 60 кг, плюс мой вес и вес профессионального велосипеда. Но трудности компенсировали добрые люди, которые хорошо к нам относились. Только сердце хорошо, политика – плохо», – уверен Федерико.
Итальянцы ехали днём и ночью, в ливень и под палящим солнцем. Приходилось держать темп: финиш был запланирован через месяц в Санта-Монике (Калифорния), билеты на самолёт уже куплены.
«Было жарко, и Антонио стало плохо. Я привёл его в чувство, оттащил под дерево, а сам помчался к магазину. Вода в Америке очень дорогая, дешевле взять колу или фанту. Я набрал жидкости, льда и вернулся к Антонио. Я очень испугался, но на помощь пришёл Тито Аморе, участник проекта «Байкеры против насилия над детьми». Он отвёз нас на машине к друзьям, у них два дня отдыхали».
Часть пути Антонио и Федерико проделали вместе с байкерами.
Америка не переставала удивлять велосипедистов.
«На пути мы встретили церковь. Антонио предложил сходить, потому что это для души полезно, – вспоминает собеседник. – Мы зашли, а внутри оказался магазин».
Федерико с восторгом вспоминает музей кадиллаков в Техасе: это ряд автомобилей, уткнувшихся капотами в землю. Рядом с авто валяются баллончики с краской – любой желающий может написать или нарисовать что‑нибудь на машине. Не смогли удержаться от искушения и наши путешественники – написали свои имена.
Велосипедисты проехали около 4 тыс. км. Они хотели показать, что инвалиды не беспомощны. У них получилось.
О семье
До 35 лет он даже не думал о семье. Сразу предупреждал девушек, чтобы они не рассчитывали на серьёзные отношения.
«У вас слишком ранние браки», – считает Федерико.
Со своей будущей женой Оксаной он познакомился через соцсеть «ВКонтакте».
«Я не стала скрывать, что у меня двое детей, и выложила фото с ними, – вспоминает Оксана. – Общались через переводчик Google. Это было ужасно, потому что перевод получался неточный. И Федерико стал учить меня итальянскому по скайпу, а я его – русскому».
Итальянец прилетел в феврале 2012 года.
«Потом я узнала, что друзья отговаривали его лететь в Россию. Боялись, что его здесь обманут и что я не та, за кого себя выдаю», – рассказывает Оксана.
В апреле того же года она побывала в Италии.
«Когда приехала в его родной город, удивилась количеству фламинго. Они там ходят повсюду. Приняли меня хорошо, даже чувство такое было, что я давно со всеми знакома. Не хотела уезжать, до слёз», – вспоминает Оксана.
Расписались Федерико и Оксана 21 августа 2012 года. Первое время, пока оформляли российские документы, Оливати работал в Германии – официантом и посудомойщиком, все деньги отправлял жене.
«Я ночевал в метро, сумку привязывал к ноге, чтобы не украли. Денег было мало, но я не просил: просто спал, а потом отправлялся на работу, – вспоминает Федерико. – Оксана не знала, в каком я положении, говорил, что всё хорошо».
Затем Федерико вернулся в родной город, а оттуда переехал в Россию. Трудоустроиться итальянцу практически без знания языка было трудно: подрабатывал росписью стен, был массажистом и официантом.
Жизненное кредо «главное – всегда быть оптимистом, и тогда всё получится» очень помогло Федерико в это непростое время.

Сегодня он отличный семьянин, стал родным для дочерей Оксаны – Софии и Валерии. А почти год назад Оксана родила ему Алесандро Федериковича.
О профессии
Федерико в профессии официанта уже больше 20 лет. Вместе с ним в белгородские рестораны пришёл итальянский сервис.
— Ты работаешь не ради чаевых, а ради сервиса. Иногда я не беру чаевые. Для меня главное то, как я обслужил гостя.
— Каким должен быть хороший официант?
— В первую очередь важны внешность, опрятность, чистота. А ещё нужно улыбаться и быть позитивным. Нельзя переносить личные проблемы на работу. Но главное – ты должен любить свою работу, она должна стать стилем твоей жизни.
— Как ты работаешь официантом без знания языка?
— Я всегда позитивен. Первое время смотрел на мимику людей, просил диктовать медленнее и показывать на картинке. А вообще, у меня большой багаж знаний, я понимаю психологию людей.
Планы на будущее
У Федерико есть свой рейтинг любимых мест. На первом – родной город Кальяри. Затем он вспоминает Барселону, Санта-Монику в Калифорнии и Техас.
Россия пока в этот список не попала: ещё не познакомился с ней как следует. Сейчас итальянец работает в популярном белгородском ресторане. Есть и мечта – хочет отправиться всей семьёй на велосипедах по России. Если мечта осуществится, то впечатлений и воспоминаний у него наверняка прибавится.
«Я не русский и не итальянец, я человек-мир, – говорит Федерико. – Это политика создаёт рамки, а у сердца их нет».