Один из них, белгородец Антон Костенко, прочитал об этом целую лекцию «Дизайн ради дизайна: проблемы и ошибки» в Белгородской государственной научной библиотеке. Записав его замечания, мы обратились и к другой стороне – и попросили прокомментировать эти советы маркетолога Анну Яковлеву, которая работала с дизайнерами при оформлении кафе «Алиса в стране чудес» и кофейни «Имбирный пряник».
Выбор дизайнера
«Перед тем как обратиться к дизайнеру, заказчик должен чётко знать, что хочет увидеть в конечном результате, – считает Анна. – Легче всего работать с дизайнером, которого понимаешь и который понимает тебя. Важно, чтобы он был профессионалом своего дела. Его от начинающего отличить просто: нужно смотреть на то, что он уже делал, сколько берёт за свою работу».
Привлекать специалиста нужно ещё на стадии проектирования. Первое, на что следует обратить внимание при выборе дизайнера, – это портфолио. В него, как правило, автор добавляет не все работы подряд, а только те, которые действительно удались и соответствуют его нынешним представлениям о дизайне. Если студия не рекомендует, например, делать гипсокартонные перегородки по какой‑то причине, то и в портфолио их не будет.
«Мне все говорят, что я не прав, что не отображаю в портфолио все-все свои работы. Я же считаю, что нужно выкладывать туда то, что нравится мне, тогда и клиенты будут соответствующие», – уверен Антон.
Костенко убеждён, что каждый дизайнер должен быть немного психологом. Во‑первых, ему нужно себя показать на первой встрече с клиентом, не растеряться в случае чего. Кроме того, он должен придерживаться определённой точки зрения и уметь грамотно объяснять людям, что не так, если они идут в неправильном направлении:
«Например, арки, натяжные глянцевые потолки, гипсокартонные перегородки – это только малая часть того, что мы уже не делаем. Это прошлый век. Работать становится легче, когда заказчики говорят: «Вот тут мы планировали это, но подскажите, правильно ли мы думаем: может, стоит сделать по‑другому?».
С тем, что нужно прислушиваться к дизайнеру, согласна и Анна: если заказчик не знает, чего хочет, то лучше довериться профессионалу:
«Именно это мы и сделали при создании интерьера «Имбирного пряника». Дизайнер предложил нам несколько вариантов, из которых мы выбрали то, что нам пришлось по душе. А в процессе работы уже где‑то меняли какие‑то несущественные детали».
По словам Антона Костенко, нужно видеть заинтересованность дизайнера в работе. Если он на всё соглашается и обещает выполнить весь план в кратчайшие сроки со словами: «А, да не волнуйтесь, сюда что‑нибудь поставим», то следует задуматься, нужен ли вам работник, который не переживает за то, что будет в конечном итоге.
Первые встречи
«Мы объяснили дизайнеру техническое задание, подписали договор и дали предоплату, рассказывает Анна. – Затем он сделал замеры и 3D-визуализацию. Мы одобрили то, что получилось. После он создал чертежи каждого предмета, указал все размеры, цветовую гамму. Дизайнер предоставил нам всю техническую информацию, где нужно провести электричество, вентиляция. Только после этого мы заплатили оставшуюся сумму. На всю его работу ушло два месяца».
Договор нужен для того, чтобы обезопасить и дизайнера, и заказчика в случае если одна из сторон не выполнит свои обязательства. В нём должны быть прописаны условия оплаты, сроки исполнения работы, а также обозначения терминов: что такое дизайн-проект, визуализация, что такое рабочий документ.
На встрече с заказчиком дизайнер выясняет, что ему нравится. Стороны обсуждают и выбирают стиль, смотрят образцы. Затем студия создаёт дизайн-проект, часть которого – 3D-визуализация. Она помогает понять, как примерно будет выглядеть помещение с таким дизайном, а также избежать лишних переделок.
«Визуализация не всегда совпадет с тем, что получается в реальности, но какая‑то общая линия всё же есть. Могут различаться цвета, дверные ручки, светильники. Это бывает потому, что оригинал, выбранный для визуализации, к примеру, дорого стоит. В основном вся причина разницы в деньгах», ─ объясняет Антон.
Один из примеров того, как выглядят помещения в визуализации и на самом деле, дизайнер выложил в сообществе студии, в которой работает.
Создание проекта
В «Алисе в стране чудес» получилось всё точь-в‑точь, как в 3D-визуализации. Правда, рабочим пришлось повозиться: до осени 2014 года в этом помещении располагалось кафе «Белоснежка», а для новой концепции понадобилась перепланировка.
«У нас были идеи, как сделать кафе, но сами не могли их воплотить: мы не умеем работать в дизайнерских программах. И чтобы сделать красивый продукт, обратились к московскому дизайнеру, которого нам посоветовали знакомые, – рассказала Анна. – Интерьер можно было сделать по‑разному: например, сделать тёмные стены, торшеры, изображения знаменитого чеширского кота и фламинго. Нам же хотелось создать уютный домик кролика из диснеевского мультфильма про Алису 1960-х годов. Там был эпизод, где как раз таки показывали крохотные шкафчики, тумбочки, множество книг – всё такое милое и аккуратное. Мы объяснили это дизайнеру, рассказали, что хотим мебель разной формы и цветов, что, впрочем, тоже взято из мультика. А вот идею чашек на потолке предложил дизайнер».
Сами дизайнеры ничего не строят, не клеят обои, не кладут штукатурку, но могут тесно работать со строительной бригадой. Её могут нанять заказчики, но Антон считает, что лучше, когда рабочих предоставляет студия:
«Если бригаду предоставляет студия, то дизайнеры проводят постоянный авторский надзор, то есть следят, чтобы всё было выполнено так, как задумано по плану. Вопросы, которые возникают в ходе работы, решаются очень быстро».
Заказывать дизайн квартиры значительно проще, чем заведения, считает Анна:
«В кафе мы придерживались чётко того, что нарисовал дизайнер. В квартире же можно отступить от плана и выбрать иной светильник, ткань других цветов, да и времени на работу дизайнера уходит меньше – около месяца вместо двух».
Однако заказать дизайн-проект для собственной квартиры может себе позволить далеко не каждый. Одна только 3D-визуализация зависит от площади и количества комнат: дешевле оформить комнату на 90 кв. м, чем три по 30.
«На самом деле всё относительно: для кого‑то это дорого, для кого‑то нет. Если у человека зарплата до 30 тыс. в месяц, то, наверное, услуги дизайнера он не будет брать. Даже если и сможет накопить какие‑то средства, тут есть опасность сделать какую‑то чепуху, – подытоживает Костенко. – Для кого‑то важно купить классные кеды, но сэкономить на еде, а кто‑то, наоборот, покупает креветки, но обувь старается брать до 1 000 рублей – у каждого человека свои приоритеты».
Итак, что нужно сделать, выбирая дизайнера для интерьера:
1. Заранее определиться, чего вы хотите от дизайн-проекта
2. Просмотреть портфолио автора
3. Оценить, сколько он берёт за работу
4. Предварительно пообщаться и убедиться, что вы друг друга поняли
5. Составить договор, в котором будут чётко прописаны понятия, используемые в документе, обозначены сроки выполнения работ и их оплаты, ответственность сторон
6. Договориться, сколько дизайнер делает вариантов проекта, сколько правок заказчик может внести
7. Убедиться, что все замеры сделаны точно и в проекте не только указаны цвет и текстура материалов, но и рассчитаны необходимые коммуникации (розетки, выключатели и т. д.)
8. Договориться об авторском надзоре с дизайнером и начальником строительной бригады