«В Москву подавали 44 образца, прошло 42», – рассказывает директор Старооскольского центра декоративно-прикладного творчества Инна Белых.
История старооскольской глиняной игрушки ведётся с незапамятных времён. Но местным достоянием она стала гораздо позже – в начале XVIII века.
«Что такое промысел – это когда что‑то изготавливают и продают, промышляют, – считает Белых. – Условия для этого здесь появились при Петре I, когда началось промышленное производство, тогда же появились и промыслы, в том числе гончарный. Тогда и начала складываться культура оскольской глиняной игрушки. Об этом можно судить по форме головных уборов. В это время Пётр I формирует первые драгунские полки. Драгуны появились и в Старом Осколе, у них были эти треуголки».
Мечты сбываются
В наше время промысел возродили сёстры Гончаровы – Ольга Михайловна и Наталья Михайловна, потомственные мастера, унаследовавшие секреты ремесла от родителей. С 2008 года в Старом Осколе проводится фестиваль «Слобода мастеровая», первый был посвящён 90-летию Натальи Михайловны Гончаровой.
У Гончаровых появилось немало учеников и последователей. Работы старооскольских мастеров стали появляться на выставках народных промыслов России, ими заинтересовались известные искусствоведы.
Наряду с центром декоративно-прикладного творчества ещё один мощный центр продвижения глиняной игрушки – Старооскольский дом ремёсел. Здесь тоже организовывают выставки и конференции, в клубах и кружках знакомят с историей оскольской игрушки, обучают детей и взрослых лепке из глины.
«И тем не менее в Старом Осколе, – рассказывает Белых, – ещё долго о местной глиняной игрушке знали в основном только узкие специалисты. Помнится, в 2005 году провожу экскурсию для детей и спрашиваю: «Вот старооскольская игрушка, знаете такую?» «Нет!» – хором кричали в ответ дети. И тогда появилась мечта: наша игрушка должна стать народным промыслом России».
Потом были годы исследовательской работы, бумажно-бюрократической волокиты, без которой в этом деле никак. Вообще признание народного изделия – процесс непростой, требующий многих условий. Одно из них – это наличие действующего производства. Белых создала и его – производственный кооператив «Артель «Старооскольский гончарный промысел». Сейчас в кооперативе только три мастера: Владимир Лобынцев, Екатерина Зиновьева и Оксана Рощупкина.
«Пока работаем, как говорят, на коленке, особых материальных средств у нас нет, – призналась Белых. – В прошлом году получили субсидию на возмещение части затрат на сырьё и материалы, нам вернули 70 процентов. На эти средства купим ещё один гончарный круг. В кооперативе занимаемся не только игрушкой, но и всеми видами гончарного промысла, который существовал на нашей земле».
Промыслу быть
Работы, представленные в Москве, отбирал экспертный совет при областном департаменте экономического развития.
«Но это всё потом. А вообще знаете, с чего начинается признание какого‑либо народного промысла? Почти везде одно и то же. Оставались либо бабушка, либо дедушка, которые последними владели секретами этого ремесла, и они передавали их последователям, как сёстры Гончаровы передали это сначала Владимиру и Татьяне Лобынцевым. А потом дальше идут росточки. Так было с романовской игрушкой (в Липецкой области), где братья Митины возродили забытый промысел. Та же история и с одним из старейших промыслов – дымковским в Кировской области».
С организацией артели, считает её старейший член Владимир Лобынцев, игрушка может обрести второе дыхание:
«До сих пор мы состояли как бы сами по себе и нам сложно было пропагандировать игрушку, реализовывать её. С артелью все эти вопросы, я думаю, решать будет легче. И помощь нам как новому промыслу будет идти, наверное, и от области, и на федеральном уровне. И, главное, игрушка лучше будет доходить до масс, больше людей её узнает».
По мнению Инны Белых, старооскольскую игрушку сегодня уже хорошо узнают не только в родном городе, но и во многих городах России.
«Интересный момент, – рассказала она, – был недавно в Воронеже фестиваль, куда приехал Владимир Иванович. К нему сразу образовалась очередь, люди знали, что он привезёт игрушку».
«Приехали даже из Ленинграда за нашей старооскольской игрушкой», – улыбнулся Владимир Иванович.
Сейчас у Инны Белых появилась новая мечта: поставить на ноги свою артель, чтобы новый старинный народный промысел заявил о себе в полный голос.