Не мог отказаться
Одним из экспонатов будущего музея будет книга «Люблю и помню», её написала о своём отце Тамара Васильевна.
Что главное в работе руководителя? Мне приходилось слышать разные ответы: цель, дисциплина, производственные показатели… Нынче стало модным утверждать, что главное – это эффективное управление финансовыми потоками. А вот Василий Яковлевич был убеждён и следовал этому убеждению всю жизнь, что главное – это отношения с людьми. Почему его колхоз из практически разрушенного в 1959 году хозяйства стал крупнейшим многопрофильным, высокопроизводительным предприятием? Да потому что Василий Яковлевич, возглавив хозяйство, первым делом начал формировать коллектив единомышленников.
Некоторые до сих пор малоизвестные подробности о том, как ему удалось это сделать, описаны в книге.
Василий Горин родился 9 января 1922 года в селе Бессоновка. С шести лет помогал пасти коней, а в восемь уже бороновал поле. 11 июня 1941 года – за десять дней до начала Великой Отечественной войны – Василий окончил Харьковское военно-медицинское училище. Ему присвоили звание лейтенанта и направили служить в Белоруссию. Два с половиной года он провёл в фашистском плену. Когда его освободили, при росте 174 сантиметра он весил 43 килограмма.
«Однажды проснулся, а мой сосед по нарам мёртвый, – вспоминал Василий Яковлевич. – И я подумал: какое счастье ему выпало! Живой позавидовал мёртвому…»
После войны он вернулся в Бессоновку и лечил односельчан до 1959 года, пока судьба в виде райкома КПСС не огорошила его выдвижением на должность председателя колхоза. Правда, к тому времени от колхоза осталось одно название: предыдущие восемь председателей пропили и разворовали всё, что только возможно, а из 960 трудоспособных селян осталось лишь 346 – самые работящие и умные разъехались в поисках лучшей доли.
«Я медик и в сельском хозяйстве разбирался плохо, но не мог отказаться от председательства – это же моё село, моя родина, родина моих предков. Нельзя было допустить её разорения», – объяснял свой тогдашний рискованный шаг Василий Яковлевич.
Борьба с пьянкой
Вот как в книге «Люблю и помню» вспоминает день выбора нового председателя его дочь:
«3 февраля 1959 года. Старое здание правления колхоза. Народу набилось полный зал, правильнее сказать – большое фойе. Яблоку негде упасть. Мы с мамой тоже сидели, переживали за папу. Президиум затянут кумачом, портрет Ленина, лампы на столе. В зале полумрак, духота, народ щёлкает семечки. Собрание стартует сразу же риторикой и фальцетом, постоянно переходящими на крик. Эмоции захлёстывают аудиторию. Я ничего не понимаю, уже очень поздно, мне жалко папу. Все устали. Проходит голосование, и его выбирают председателем. Зал долго аплодирует. То, о чём говорит отец в своём выступлении, – это борьба с пьянкой, дисциплина. Вернулись мы домой далеко за полночь».
Отец, по словам Тамары Васильевны, ни на день не откладывал реализацию своих выборных обещаний. Ходил в «рейды» с ружьём, изымал самогонные аппараты, наживал себе врагов, но продолжал делать намеченное, причём быстро.
«Самогон в селе гнали очень многие, ведь праздники, поминки и рождение детей никто не отменял. Пили по делу и без дела. Поверьте, это была беда, потому как, перепившись накануне, скотники не поили телят, не чистили навоз. Конюхи не пригоняли лошадей за бидонами с молоком… Но папа справился. Тяжко, конечно, было».
Впоследствии, в тогда ещё колхозе имени Фрунзе, «зелёного змия» задушили досугом. В спортивном комплексе и домах культуры есть чем заняться – от хорового пения до футбола.
Работа этого не прощает
«В своей книге «Люблю и помню» я написала, что не буду идеализировать папу, но что я могу сказать о его недостатках? Да, у него они были. Он был вспыльчив, накричит иногда, но быстро гнев сменял на милость. И что было в нём ценно – он не был злопамятным и мстительным. Наказывал нарушителей, расхитителей колхозного имущества, пьяниц, жёстко обходился с теми, кто обижал женщину в семье и не любил, когда ему врали», – рассказывает Тамара Васильевна.
Были, по её словам, и минуты отчаяния, откровения.
«В последние годы жизни, когда уже не хватало сил, папа мне говорил: «Я сильно недорабатываю, это непростительно с моей стороны. Я должен оставаться примером, не должен показать своей слабости, работа этого не прощает». Но он не мог всё бросить и уйти на заслуженный отдых, это был не его удел. Колхоз, люди – его детище. Он не знал, как они смогут без него… Всеми фибрами он пророс в им созданное и нёс свой крест до конца».
— А что особенно тяжело переживал Василий Яковлевич? – спрашиваю у Тамары Васильевны.
— Для него было тяжёлым прощание с ушедшими близкими людьми. Он редко ходил на похороны и очень сильно потом переживал, но вида не подавал, хотя много курил. Вообще, отец был очень тонкой натурой, и в нём было столько достоинств, что они с лихвой перекрывали все его недостатки. Хотя для меня – у папы недостатков не было. Даже когда я обижалась на него, всё равно принимала всё как должное. На него невозможно было долго сердиться…
Будущий музей
Идея создать музей, как рассказала Тамара Васильевна, витала в воздухе ещё при жизни отца.
«Я хочу, чтобы осталась память о папе как о человеке, который сделал в своей жизни огромное дело. А память, естественно, надо подкреплять чем‑то материальным. Ведь помним мы прошлое, пока живы. А так – новое поколение придёт в музей, посмотрит историю нашего колхоза и села и тоже, может быть, примет эстафету развития и созидания».
— А какая экспозиция будет в музее?
— Один зал мы посвятим истории нашей Бессоновки. Вот уже почти два года по крупицам собираем исторические материалы. Центральная же экспозиция представит жизненный и трудовой путь папы. Кроме того, мы решили сделать мемориальным его рабочий кабинет. Ничего трогать не будем, оставим в нём всё так, как и было в последний папин рабочий день. Даже часы остановили в минуту его смерти. А ещё у нас будет зал истории становления колхозного движения России.
— И когда вы пригласите первых посетителей?
— Я не хочу сглазить, поэтому не назову точной даты. Ещё очень много работы. Хотелось бы поскорее, но надо всё сделать качественно, так, как научил меня жить и работать мой папа.
«Поздним вечером я сажусь на ту же скамейку, на которой ещё совсем недавно сидела с отцом, поднимаю голову, смотрю на звёздное небо, думаю о нём, о своих родных и любимых близких, покинувших нас, с надеждой на звёздном небосклоне найти свои звёзды – звезду своего отца».
Из книги «Люблю и помню»
Справка БП
Василий Яковлевич Горин – председатель колхоза, дважды Герой Социалистического Труда (1971, 1985), почётный гражданин Белгородской области. Родился 9 января 1922 года в селе Бессоновка Белгородского уезда Курской губернии (ныне Белгородский район, Белгородская область) в семье кузнеца. Окончил Харьковское военно-медицинское училище, участник Великой Отечественной войны, сражался на Западном и Калининском фронтах. После ранения попал в плен, а когда лагерь освободили, продолжал службу в Красной Армии в качестве фельдшера.
После войны работал заведующим Черемошанским, а затем Краснооктябрьским, Бессоновским фельдшерско-акушерскими пунктами. В 1959 году был избран председателем колхоза имени Фрунзе, объединившего несколько мелких, почти по всем показателям отстающих сельхозартелей. Под его руководством колхоз имени Фрунзе стал флагманом в Центрально-Чернозёмном регионе, а затем и во всей России среди хозяйств, производящих мясо. Чтобы успешнее работать, бывший военфельдшер окончил Корочанский совхоз-техникум и получил диплом агронома-полевода. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степени.
Жил и работал в Бессоновке. Скончался 4 апреля 2014 года на 93-м году жизни. Похоронен у мемориального комплекса «Летящие журавли» в Бессоновке.
С 2002 года ежегодно в Белгородской области вручаются памятный знак и премия имени В.Я. Горина в области сельского хозяйства. Именем В.Я. Горина назван колхоз, которым он руководил в течение 55 лет, и Белгородский аграрный университет.