С новым домом!
За время своего существования филармония сменила несколько мест жительства. Её прописывали в здании бывшего кинотеатра «Орион» на Гражданском проспекте, административном здании пивзавода, где сегодня располагается городское управление культуры, и в Овальном зале областной администрации, в котором с начала 90-х звучали филармонические концерты. А в 2004 году у филармонии появилось собственное здание – бывший ДК железнодорожников. Спустя шесть лет, 21 декабря 2010 года, филармония отметила новоселье в реконструированном здании.
Белгородский король инструментов
Ровно пять лет назад, 15 декабря 2011 года, в филармонии открыли органный зал. Настоящей короной филармонии назвала белгородский орган Анне-Кристин Ойле, глава немецкой фирмы-изготовителя «Германн Ойле». О том, насколько белгородская публика оценила и полюбила инструмент, говорит любопытная цифра: за первые два года с его появления в филармонии солист-органист Тимур Халиуллин дал более ста концертов. К слову, уже завтра, 16 декабря, в филармонии отметят день рождения органа.
В программе – самое яркое и интересное от Тимура Халиуллина и его учителя, заслуженного артиста РФ, профессора кафедры органа и клавесина Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Даниэля Зарецкого.
Слово о фестивалях и рекордах
В 2016 году два фестиваля филармонии – «Шереметевские музыкальные ассамблеи» и BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья» – отметили первый юбилей, пятилетие. Старт им дали почти одновременно весной 2012 года. Фестиваль высокого искусства «Шереметевские музыкальные ассамблеи», со временем переместившийся на осень, знакомит белгородцев с шедеврами русской и мировой музыкальной классики разных видов искусства: оперы, хорового пения, музыкально-драматического и балета. BelgorodMusicFest каждый год удивляет по‑своему. Так, например, в 2016-м его арт-директор – виолончелист Борислав Струлёв – установил рекорд России, сыграв в шахте на глубине 340 метров. И этот рекорд автоматически на счету филармонии!
К слову, о рекордах. В 2016 году филармония принимала третий по счёту «Парад дирижёров». И его гала-концерт стал своего рода рекордом: за один вечер на сцену вместе с оркестром русских народных инструментов (главный дирижёр – заслуженный работник культуры РФ Евгений Алешников) вышли 30 дирижёров со всех уголков страны. Концерт длился четыре часа.
И ещё один негласный рекорд. Симфонический оркестр филармонии (главный дирижёр – заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин) исполнил восемь из девяти симфоний Густава Малера. Неисполненной осталась лишь Восьмая, «Симфония тысячи участников».
Тогда мы идём к вам!
Филармония сегодняшнего дня – это 17 музыкальных коллективов, почти три десятка сольных исполнителей. Открываясь слушателю, они следуют за ним, не замыкаясь в пространстве концертного зала.
Здесь не боятся осваивать новые площадки. Так, в 2010-м симфонический оркестр (дирижёр – Дмитрий Филатов) заложил традицию открытых воскресных концертов на Соборной площади. Её продолжили выступления филармонических коллективов – оркестра русских народных инструментов, концертного оркестра духовых инструментов (главный дирижёр – Юрий Меркулов), симфонического, солистов… Пять лет с приходом весны звучат вплоть до конца декабря на открытом пространстве карильонные концерты Тимура Халиуллина. С 2015 года белгородцы собираются на концерты коллективов и солистов филармонии на открытом воздухе «НеслуЧАЙные встречи» в Ботаническом саду НИУ «БелГУ». И это лишь несколько штрихов к портрету.
В филармонии не боятся браться за нечто доселе незнакомое. Как пример – молодёжный фестиваль искусств «Этажи». Три дня в сентябре 2016 года в храме музыки смотрели кино, танцевали хип-хоп, читали вслух, учились, знакомились с современными исполнителями.
А 10 лет назад в филармонии впервые поставили оперу-буффа «Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти. И тогдашний директор филармонии Иван Трунов (руководил с 1993 по 2013 год. – Прим. ред.) в одном из интервью сформулировал, пожалуй, тот принцип, который музыканты белгородской филармонии ставят во главу угла – работать с самоотдачей и получать от этого удовольствие:
«Рисковали? Ещё как! Ведь в случае неудачи общественное мнение нас бы не пощадило. Но когда процесс пошёл… мои солисты развернулись, вошли во вкус, работали с большой самоотдачей и удовольствием».
При подготовке публикации использовались материалы газет «Ленинская смена», «Смена», «Белгородские известия», официального сайта Белгородской государственной филармонии.