Неожиданный аккорд
«Мне он казался строгим, закрытым, даже неприступным человеком – главный чиновник обллита. И вот представьте моё удивление, когда однажды на улице Дзекунов со мной первым поздоровался и заговорил. Тема, которую он затронул, поразила меня даже больше, чем неожиданный жест дружелюбия с его стороны. «А ты знаешь, что мощи Иоасафа целы и находятся в хранилище Казанского собора?» – спросил он меня. Это было в начале 1960-х, задолго до обнародования известия о том, что мощи святителя Иоасафа сохранились. К тому же это было время атеизма и атеистов, о таких вещах вслух не говорили. Почему он открыл мне эту тайну? Не знаю. Может быть, чувствовал, что мне это небезразлично», – рассказал белгородский краевед, в то время ещё молодой журналист Борис Осыков как раз в тот день, когда статья о редакторе «Белгородской правды» Сергее Дзекунове была почти готова.
Не хватало заключительного аккорда – отзыва человека, который знал Сергея Александровича Дзекунова лично. Всё‑таки удивительно, как иногда в журналистских публикациях появляются эти самые аккорды…
Только вот после рассказа Бориса Ивановича портрет руководителя «Белгородской правды», составленный на основе документов из его партийного дела, полетел в тартарары. И человек, казавшийся понятным и предсказуемым, вдруг открылся с новой, неожиданной стороны.
Типичная биография
«Я, Сергей Александрович Дзекунов, родился 3 декабря 1908 года на станции Охочевск Щигровского района Курской области в семье рабочего-железнодорожника…» – так начинается его автобиография.
Типичная, можно сказать, биография многих управленцев 1930–1950-х годов. Пролетарии по происхождению, убеждённые коммунисты, прошедшие школу комсомола, они верили в то, что делают. Недостаток знаний восполняли напором, убеждённостью в своей правоте, волевыми качествами.
Сергей Александрович на фоне полуграмотных руководителей был достаточно образованным человеком. В 1922 году он окончил среднюю железнодорожную школу, а с 1927-го по 1929-й заочно учился в Ленинграде на рабфаке. После этого началась его трудовая и политическая карьера: завклубом управления новых шахт в Донбассе, завконторой паровозного депо в Курской области, секретарь политотдела Мармыжанской МТС, заведующий парткабинетом райкома КПСС. В 1936 году назначен редактором рабочей многотиражки, в 1937-м – газеты «Знамя колхозника» Конышевского района Курской области.
По состоянию здоровья на фронт его не призвали. Отправили в эвакуацию в Алма-Атинскую область, а после освобождения курской территории от немцев вновь утвердили редактором – теперь обоянской газеты «За коммуну».
На профессионального журналиста ему пришлось учиться уже в 39 лет – в Саратовской областной партшколе. После двухгодичного курса, в июле 1949 года, он возглавил «Белгородскую правду», которая тогда пребывала одновременно в статусе городской и районной газеты.
Ценная хроника
Иногда, чтобы понять, чем дышала газета в тот или иной период, достаточно прочесть её заголовки. «Белгородка» 1949–1954-х годов, когда ею руководил Дзекунов, была в первую очередь партийной, политической газетой.
«За большевистское выполнение решений партийных конференций», «В честь выборов в Верховный Совет СССР», «Предвыборные собрания трудящихся», «Труд белгородцев тебе, Родина», «На страже мира и безопасности СССР» и многие другие публикации отражали идеологическую линию руководства страны.
Что ценно для нас сегодня – это хроника событий городской и районной жизни в послевоенный период. Например, новость о том, что в 1951 году белгородские колхозы активно взялись за развитие теплиц, чтобы выращивать рассаду и овощи. В Белгороде началась масштабная закладка парков. В июне 1951 года открылся после капитального ремонта Белгородский краеведческий музей, который пополнился новыми документами и макетом бронзовой пушки-пищали.
Корреспонденты делали репортажи об открытии каждого магазина. Освещали планы застройки улиц и районов областного центра, появление новой техники на производстве, в строительстве, коммунальном хозяйстве города. Описывали достижения, которыми белгородцы отмечали день своего освобождения – 5 августа и День Победы.
В нескольких номерах, начиная с 7 марта 1953 года, описывали скорбь людей по поводу смерти Иосифа Сталина.
Интересно, что Сергей Александрович стал одним из немногих редакторов «Белгородской правды», кто одобрил появление в ней литературной страницы. Как правило, люди, профессионально работающие со словом, с предубеждением относятся к любительской пробе пера, особенно поэзии. Дзекунов же дал белгородцам возможность вынести свои творения на суд читателя. И стоит отметить, что были среди авторов литературной страницы весьма одарённые.
Тяжёлая ноша
Сергей Александрович – последний редактор газеты до её преобразования в орган областной власти в 1954 году. В новом статусе, как областную газету, «Белгородскую правду» возглавил фронтовик Никанор Вашкевич.
Сам же Дзекунов пошёл на повышение – стал начальником управления по охране военных и государственных тайн и печати при областном Совете депутатов трудящихся (коротко организацию называли обллит), которым руководил восемь лет.
Выйдя на пенсию в 1962 году, работал научным сотрудником и заведующим отделом областного музея. В 1969 году Белгород назначил ему персональную пенсию.
Его не стало в январе 1986 года. Строгий, порядочный, консервативный человек, сын своего времени, коммунист, ушёл на заре перестройки, когда начало рушиться всё, во что он верил. Когда вдруг открылись тайны, которые знали только избранные. Видимо, когда‑то для Сергея Александровича это была тяжёлая ноша, если один из профессиональных секретов он открыл молодому журналисту «Белгородской правды» Борису Осыкову. А может быть, в глубине души считал, что скрывать такие вещи не имеет права? К сожалению, этого мы не узнаем никогда.