Как позже рассказал отец, надписи на куртках-бойцовках (так называется одежда бойцов студенческого строительного отряда – прим. авт.) он сам делал для всего отряда с помощью трафарета – тогда никаких услуг вроде современной термопечати на ткани не было. Гордое имя «Лидер» носил стройотряд исторического факультета Белгородского государственного педагогического института им. М. С. Ольминского (ныне НИУ «БелГУ»). В отряде на разных объектах области трудились студенты истфака, многие из которых сейчас являются преподавателями историко-филологического факультета.
Первые студенческие стройотряды появились в СССР ещё в 1920-е годы. До момента упразднения движения в 1991 году студенты принимали участие во всех крупных стройках страны. Заводы ВАЗ, КамАЗ, Саяно-Шушенская ГЭС, Байкало-Амурская магистраль – всё это было создано во многом благодаря труду молодёжи.
В 2003 году на уровне правительства принято решение о возрождении стройотрядовского движения в России. Студенты принимали участие в возведении объектов Саммита АТЭС-2012 во Владивостоке, XXVII Всемирной летней универсиады – 2013 в Казани, ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи. Не обошёлся без помощи молодёжи и один из самых масштабных проектов в современной истории России – строительство нового космодрома «Восточный» в Амурской области. К возведению инфраструктуры космодрома руку приложили и стройотрядовцы из Белгородской области.
Хорошая репутация – залог успеха
— Как ты вообще попал в стойотрядовское движение? – спрашиваю я Алексея Емельянова, студента 4-го курса архитектурно-строительного института БГТУ им. В. Г. Шухова. Именно он был командиром отряда «Технолог», который этим летом два месяца строил инфраструктуру для космодрома «Восточный».
— Когда я учился на первом курсе, мой знакомый поехал работать летом проводником на железной дороге – такие студенческие отряды тоже есть, – охотно делится Алексей. – На следующий год я решил поступить так же – пройти практику, заработать денег, попутешествовать. С первого раза не получилось: мне было 20 лет, и я как раз менял паспорт, который был необходим для оформления нужных документов. Но я не привык унывать, поэтому решил, что раз уж не вышло с отрядом проводников, то надо искать другие варианты, например в педагогическом отряде. В итоге летом 2015 года я полтора месяца работал вожатым в Анапе, в лагере «Жемчужина России».
Позже Алексей прикинул, что раз уж по окончании вуза он получит диплом строителя, то и навыки нужно получать соответствующие. К сезону 2016 года в «технологе» собрали одноимённый стройотряд и подали заявку на конкурс всероссийских строек.
— Нам повезло попасть на строительство космодрома «Восточный». Это была реально космическая удача. Прошлой осенью белгородские стройотряды уже работали на «Восточном», но осенью туда проще попасть. А чтобы попасть на стройку летом, нужно пройти серьёзный конкурсный отбор, – поясняет Емельянов. – Немалую роль в этом играет история отряда, положительные отзывы о его работе. Например, ССО (студенческий строительный отряд – прим. ред.) «Технолог», которому в этом году исполнилось 15 лет, за свою историю успел поработать в Сочи на олимпийских объектах, в Беларуси на строительстве атомной электростанции. Хорошая репутация помогла нам попасть на «Восточный».
— Расскажи о том, как ты стал командиром отряда.
— Да тут особо и рассказывать нечего, – скромничает Емельянов. – У нас отряд молодой, почти все поехали на стройку в первый раз. До этого ребята просто устраивались на лето куда‑нибудь шабашить, не в стройотрядах, а просто на стройках. Только у одного был опыт работы проводником. А я, получается, уже второй год в этом движении. И наш куратор Олег Горшков решил, что командиром отряда «Технолог» на стройке «Восточного» быть мне.
Всё как в армии
На Алексее зелёная куртка с шевронами, нашивками и значками. На мой вопрос об одежде он поясняет:
— Это бойцовка, или целинка (от слов «боец» и «целина», соответственно – прим. ред.) – в разных регионах её называют по‑разному. Такая спецодежда – наследие ещё советских стройотрядов. Эти куртки были отличительным признаком ССО. С этой одеждой связаны определённые традиции: например, в бойцовке нельзя ругаться матом, курить, распивать спиртные напитки. А отличительные знаки показывают, какое место ты занимаешь в системе студенческих строительных отрядов, где ты побывал и какой деятельностью ты занимаешься. У каждого направления деятельности студотрядов на нашивке свой символ: паровоз – у проводников, у вожатых – стилизованный пионерский галстук и так далее.
— Прямо как знаки различия в армии…
— Да, нас часто принимают за военных, – улыбается Алексей. – Например, в Благовещенске, куда нас в выходной день возили со стройки на экскурсию, туристы из Китая приняли нас за курсантов военного училища и стали с нами фотографироваться. Но мы им объяснили, что мы студенты-строители из Белгорода.
— На твоей бойцовке нашивка со звездой. Что это значит?
— Что я – командир. По нашивке также можно понять твою должность в отряде: просто боец, командир, комиссар или инженер. В советское время были ещё повара, казначеи, но сейчас этого уже нет. Например, инженер – это помощник командира. Он отвечает за технику безопасности, заполняет техническую документацию, словом, он – левая рука командира. А комиссар – это правая рука: он заместитель командира, в его сферу ответственности входят общественная и досугово-развлекательная деятельность отряда. Ведь на стройках люди не только работают, но и после работы соревнуются в разных видах спорта, в песенных, танцевальных конкурсах и многом другом – всей этой деятельностью заведует как раз комиссар. А командир в целом отвечает за отряд: его первого хвалят, но и ругают тоже в первую очередь его. Руководитель есть руководитель. Перед отъездом я, как командир, собирал все необходимые документы, покупал билеты. Это всё моя работа.
— Сколько вообще человек было в вашем отряде?
— Изначально 15, но двое поехать не смогли: у одного оказалась та же проблема, что в своё время и у меня: нужно было менять паспорт. Второй не смог попасть на стройку из‑за возраста: дело в том, что у авиаперевозчиков есть специальные субсидированные тарифы для тех, кто летит на Дальний Восток. Эти тарифы действуют для людей моложе 23 лет, а нашему бойцу было больше. Чтобы вы понимали: по субсидированному тарифу билет стоил около 7 тысяч рублей в один конец, а без субсидии – больше 17 тысяч. И он решил, что такое ему не по карману. А один из наших бойцов вообще добирался до Дальнего Востока на поезде. Он ехал почти неделю, зато по дороге познакомился с ребятами из других отрядов, которые после Урала стали садиться в этот же поезд, – новосибирские, красноярские стройотрядовцы. Пока добрался к нам, половину стройки уже знал лично. Да и ехать было веселее.
Впечатляющие масштабы
— Вам пришлось добираться до стройки почти через всю страну – с запада на восток. Расскажи о вашем пути.
— Университетский автобус довёз нас до Москвы, а оттуда мы вылетели в Благовещенск. Осознание того, насколько наша страна огромна, приходит, когда восемь часов летишь на самолёте, а под крылом всё время Россия. В Благовещенск прилетели утром, около трёх часов на автобусе ехали на стройку. Вокруг тайга, небольшие сопки. Там всё другое: машины – праворульные, воздух – чистый. Климат – более резкий: бывало, с утра выходишь на работу, натянешь на себя одежды по максимуму, и всё равно мёрзнешь. А к обеду так воздух прогревается, что и в футболке жарко. Оводы с полпальца длиной, мошка ́ иногда донимала. Но в целом всё отлично было.
— Вы строили сам космодром?
— Не совсем так. Мы строили город Циолковский для работников космодрома. Он находится посреди тайги в Амурской области. До самого «Восточного» от Циолковского около 20 км. Мы возводили жилые дома для работников космодрома, космонавтов – монолитные шестиэтажки и девятиэтажки. В городе будет вся необходимая инфраструктура: стадион, детский сад, школа. Полноценный город с необходимыми объектами.
— А что входило в ваши обязанности?
— Мы занимались отделочными работами, вязали арматуру и принимали бетон. А вообще, не чурались любой работы: всегда нужно было что‑то убрать, принести – унести. Арматуру вживую в первый раз в жизни вязали на стройке. Перед отъездом для нас в «технологе» организовали курсы для арматурщиков и бетонщиков, рассказали нам о специфике этой работы. По окончании курсов мы сдали экзамены и получили свидетельства. То есть теоретически мы были уже подготовлены.
— Сам‑то космодром видели?
— Да, нас возили туда в выходной. Нам показали технический комплекс, где ракету собирают, заправляют и готовят к запуску – огромное помещение! Запах там как в больнице: стерильно, полы блестят, поддерживается идеальная чистота. Поразила стартовая площадка: она гигантская, ничего подобного никто из нас раньше не видел. Никакая фотография не передаст тех масштабов. Было очень приятно осознавать, что нам выпала такая честь – не просто увидеть своими глазами, а приложить руку к строительству этого космодрома. Если вдуматься, то мы были на том месте, с которого ракеты взлетают в космос. Последняя точка, в которой космонавты находятся на Земле, а после этого отправляются за пределы нашей планеты.
Условия труда и отдыха
— Где вы жили и как работали?
— Все два месяца мы жили в палаточном лагере. В нём разместилась бо́льшая часть стройотрядовцев – около 300 человек. Ещё 200 ребят заселили в общежития. На территории палаточного городка была столовая, штаб стройки, медпункт, санузлы, пункт охраны, курилка, котельная и вагончик с генератором, в которой все заряжали мобильные телефоны. Рядом была спортивная площадка с турниками и тренажёрами, часть из которых сварили из труб и арматуры сами стройотрядовцы. В общем, условия были спартанскими, но нам всё понравилось. Трудности закаляют! – уверенно заявляет Емельянов. – В каждой палатке были места для 26 человек. Сначала мы делили палатку с воронежцами, а потом жили сами. Конечно, вместе веселее, но бывает сложно, когда каждый отряд готовит на вечер свою программу и т. д.
— А что за программу? Вы там не только вкалывали, но ещё и развлекались?
— Да, программа у нас была насыщенная. Мы работали с 8:00 до 19:00, с перерывом на обед. После ужина каждый день проходили спортивные и развлекательные мероприятия. Конечно, с одной стороны, это иногда было непросто: приходишь с работы, от усталости не чувствуешь ни рук ни ног, тут уж не до танцев с песнями. Но с другой стороны, никто точно не соскучился: у нас прошёл творческий фестиваль с танцами, песнями, КВН, «Что? Где? Когда?». Была куча спортивных мероприятий. Мы везде участвовали и везде постарались себя проявить с лучшей стороны.
— Никто не пытался отдыхать с бутылочкой пива или чего покрепче?
— У нас был сухой закон – у стройотрядовцев с этим строго, – сказал словно отрезал Алексей. – На целине пить нельзя – это традиция ещё с советских времён. По‑хорошему, за день-два до отъезда на целину все собираются, чтобы «закопать зелёного змия», отрываются, а во время работы – ни-ни.
— Работа была тяжёлой?
— Первые пару недель мы вникали, налаживали взаимодействие с мастерами, прорабами. За нами закрепили мастера, который ставил нам задачу. Например, связать арматурный каркас. Связали – молодцы, не связали – будете доделывать на следующий день. Мы монтировали и демонтировали опалубку, штукатурили стены. Профессиональные работники относились к нам хорошо, никакой дедовщины не было. Там в основном трудились опытные строители, старше 40 лет. Если нам что‑то было непонятно, мы подходили к ним, спрашивали, как лучше сделать, и нам никогда не отказывали в помощи или совете. Было ли трудно? По‑разному: если вязали арматуру, то не сложно – одни вяжут, другие таскают, через время меняемся. Но были и дни, когда приходилось носить тяжёлую опалубку, например. К вечеру все с ног валились.
Убить табун зайцев
— Задам нескромный вопрос: сколько вам заплатили по итогам работы?
— За два месяца мы заработали по 64 тыс. рублей – вне зависимости от занимаемой должности. Это хороший заработок для студента. Опять же, нас там кормили, и мы не тратились на оплату жилья. Расходы на дорогу нам компенсировали, мы попутешествовали, посмотрели свою страну и принесли ей пользу – одни сплошные плюсы! На День строителя нам подарили сувениры от работодателя – чёрные футболки поло с надписью «Спецстрой России». Смотрится очень круто!
— Что, помимо денег, ты получил от этой стройки? Планируешь ли приехать ещё?
— Мне бы очень этого хотелось. Циолковский будут строить до 2025 года, так что шансы есть: работодателю интересно нанимать студентов, а для нас это возможность получить опыт и заработать деньги. То есть это взаимовыгодно, – отмечает Емельянов. – Я научился работать с бетоном и арматурой, набрался опыта как руководитель. Всем рекомендую попробовать поработать в стройотрядах, это лучший способ провести лето. Ведь как обычно студент проводит летние каникулы? Либо бездельем мается, либо подрабатывает на стройке разнорабочим, в общепите работают официантами, кальянщиками. Разве это можно сравнить с таким приключением, которое было у нас? Путешествие, заработок, интересный опыт и новые знакомства – целый табун зайцев сразу убиваешь.