Неудержимое желание творить
Татьяна начала создавать иконы в 2000 году. Благословил её на это занятие ныне покойный архимандрит Ипполит, который в то время был настоятелем Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря. Рисовать Татьяна Романовна любила с детства, но в художественных школах не занималась и изначально выбрала себе профессию учителя английского языка.
Так получилось, что в школе она преподавала не только язык, но и рисование. Занималась и декоративно-прикладным искусством. А вскоре у неё появилось неудержимое желание взять в руки кисть и творить. Так жизнь постепенно перетекла совсем в другое русло.
Теперь за плечами у мастерицы не одна выставка. В 2010 году по благословению митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна она открыла мастерскую, где не только работает, но и охотно делится знаниями со всеми желающими.
Татьяна создаёт различные иконы: именные, ростовые, венчальные, мерные (их длина соответствует росту ребёнка при рождении).
«Всё начинается с молитвы, чтобы икона создавалась с Божьей помощью. Потом маслом на холсте пишется лик. После этого уже делается оклад. Для его украшения я использую натуральные камни, бисер, бархат, парчу. Затем икону помещаем под стекло, в киот из дерева», – рассказала Татьяна.
Она заранее планирует основные моменты: в каком цвете будет оклад, какие формы следует использовать. А дальше украшает уже по интуиции.
Татьяна старается совершенствовать своё мастерство. Например, три года назад начала работать в объёмной технике, используя синтепон. Теперь одеяния святых выглядят натуральнее.
Порой на работу уходит немало времени.
«Однажды мы делали икону «Скоропослушница» размером метр на 70 сантиметров. Теперь она находится в храме Марфо-Мариинского монастыря в белом киоте. Сначала написали лики. Затем сделали оклад тканью и полностью расшили его камнями. Мы с мужем трудились над ней три месяца. С камнями икона была очень тяжёлая, одна бы я не справилась», – вспоминает Татьяна.
Супруг Владимир Михайлович – её верный помощник: работает с деревом, восстанавливает иконные доски, делает киоты, обрабатывает камни, помогает украшать и даже вышивает.
Второе рождение
Ещё одно направление работы мастерской – реставрация старинных икон. В основном их приносят простые люди, но, бывает, обращаются и священнослужители. Татьяна работала с иконами из Марфо-Мариинского и Холковского монастырей, Николо-Иоасафовского собора. Вообще реставрацией заниматься она очень любит. На сердце становится радостно и спокойно, когда видит, как икона, которая раньше, возможно, пылилась где‑то на чердаке, возрождается, начинает сиять яркими красками и занимает достойное место в доме.
«Однажды к нам приехала женщина из Курской области. Она принесла трухлявую иконную доску, на которой была изображена Богородица. Доска практически рассыпалась. «Как же мне её восстановить?» – спросила я. А она сказала, что игуменья из монастыря благословила её на реставрацию, – значит, всё получится. Владимир укрепил доску, а потом уже я стала восстанавливать лик, писать икону. В итоге действительно всё получилось. Женщина была очень довольна и благодарна», – рассказала Татьяна.
Вообще реставрация – процесс далеко не лёгкий. Если икона грязная, закопчённая, вначале её очень осторожно моют. После этого обрабатывают специальным закрепляющим составом. Пропитка проникает через краску в дерево и предотвращает рассыпание иконы. Потом уже реставрируется лик.
Иконопись – занятие, требующее особого образа жизни. Татьяна и её муж постоянно на посту. Немаловажно, по мнению мастерицы, иметь светлую голову и хорошее настроение. Да и вообще вся жизнь, по её признанию, изменилась к лучшему после того, как она начала создавать иконы. И это происходит не только с Татьяной.
«Когда люди заказывают или восстанавливают иконы, что‑то в их жизни начинает меняться в лучшую сторону: одни женятся, у других рождаются дети, укрепляется здоровье. Главное – искренне верить», – уверена Татьяна Дмитриенко.