Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
01 сентября 2016, 16:05
 Евгений Филиппов 1185

Сами себя высекли

Как суд преподнёс торгующей автомобилями фирме дорогой урок законопослушания

Сами себя высекли Фото Юрия Коренько
  • Евгений Филиппов

Продавцы сложной техники нередко используют любые зацепки, лишь бы уклониться от ответственности за проданный некачественный товар. Юрий Тишаков из Яковлевского района попал в такую историю. Но проявил настойчивость и терпение, а Закон РФ «О защите прав потребителей» и суд восстановили его попранные права.

Недолгая радость

В феврале нынешнего года у дилера компании Nissan – фирмы «Дженсер-Белгород» Юрий Тишаков за 1,6 миллиона рублей купил дизельный кроссовер Nissan X-Trail. В этой же фирме в его новенькую машину установили видеорегистратор, охранную сигнализацию, турботаймер и модуль обходного штатного иммобилайзера. За это дополнительное оборудование Тишаков заплатил ещё 33 тысячи 400 руб­лей.

Однако через полгода машина перестала нормально ездить. Как на сигнализацию Nissan свой поставит, так после завести его двигатель не может. Пять раз в течение пяти месяцев привозил Юрий Алексеевич свою машину в авторизованный сервис для гарантийного ремонта. Но не сумели белгородские мастера устранить поломку.

Даже до Ростова-на-Дону добрался – однако и тамошний официальный дилер компании Nissan не вылечил железного коня. «Плавающая неисправность», – бессильно развели руками мастера.

Закончилось терпение

Юрий Тишаков написал претензию руководству автодилера «Дженсер-Белгород» с требованием обменять некачественный автомобиль или вернуть ему деньги. Это было сделано в соответствии с ­частью 1 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей». Напомню её читателям:

«В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нём недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков».

У Тишакова как раз набралось больше 30 дней за год, когда его машина находилась на гарантийном ремонте. Однако дилер на претензию покупателя ответил отказом. И тогда Юрий Тишаков подал иск в суд. Он требовал расторгнуть договор купли-продажи и вернуть ему стоимость автомобиля, а также взыскать с «Дженсер-Белгород» неустойку за период с 25.02.2016 по 26.04.2016 года, убытки и компенсировать моральный вред.

Дело рассматривал Яковлевский районный суд. Он удовлетворил иск Юрия Тишакова. Ответчик, как водится, с этим решением не согласился и обжаловал его в областном суде.

Ухватились за соломинку

К сожалению, в районном суде допустили оплошность. Секретарь не вёл протокол судебного заседания. Юристы «Дженсер-Белгород» ухватились за это обстоятельство, как за спасительную соломинку.

В августе судебная коллегия Белгородского областного суда рассмотрела апелляцию ответчика. Учла отсутствие протокола и, чтобы восстановить законность, рассмотрела дело Тишакова по правилам производства в суде первой инстанции. То есть заново, с исследованием всех доказательств.

Представитель компании «Дженсер-Белгород» иск не признал. По его словам, приобретённый Тишаковым автомобиль недостатков не имеет, а неисправность машины возникла из‑за некорректного вмешательства в электропроводку при установке охранной сигнализации, которую смонтировала сторонняя фирма. То есть покупатель предъявил свои претензии не по адресу.

Однако в ходе судебного следствия выяснилось, что представитель компании «Дженсер-Белгород», мягко говоря, лукавит. Согласно рабочим листам к заказ-нарядам работы с сигнализацией и электропроводкой автомобиля проводило именно ООО «Дженсер-Белгород», а никакая не сторонняя фирма. К тому же специалист, проводивший исследование злополучного автомобиля, указал, что заменить полностью электропроводку или восстановить её до заводского состояния невозможно без несоразмерных затрат. И это стало весомым аргументом в пользу Тишакова:

«При наличии указанных обстоятельств суд приходит к выводу об обоснованности требований истца в части расторжения договора, возврата уплаченных за автомобиль денежных средств 1 миллион 598 тысяч рублей, взыскания убытков, связанных с установкой дополнительного оборудования».

Но это ещё не всё. Судебная коллегия областного суда приняла решение также взыскать с компании «Дженсер-Белгород» в пользу Юрия Тишакова 109,5 тысячи руб­лей понесённых им убытков, 500 тысяч рублей неустойки, 10 тысяч рублей компенсации морального вреда и 1,1 млн рублей штрафа. Ну и ещё в доход бюджета Яковлевского района госпошлину почти 20 тысяч рублей.

А после выплаты всех этих денег Юрий Тишаков обязан вернуть компании «Дженсер-Белгород» злополучный кроссовер Nissan X-Trail.

Дорогое упрямство

А теперь давайте немного посчитаем. Представим себе, что руководство компании «Дженсер-Белгород», уважая Закон РФ «О защите прав потребителей», удовлетворило претензию Юрия Тишакова. В этом случае потери компании составили бы только стоимость автомобиля и затраты на установку дополнительного оборудования – всего 1 миллион 631 тысячу.

Но законом пренебрегли. И вот как выглядит в рублях преподнесённый судом урок справедливости. Теперь заплатить придётся аж 3 миллиона 379 тысяч рублей.

Покупателя надо уважать. Потому что он прав. Ну, почти всегда…


В тему

Самый жёсткий в Европе

Российский Закон «О защите прав потребителей» считается самым жёстким в Европе. Поэтому автопроизводители пытаются лоббировать его изменение. Так, некоторое время назад Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) обратилась в правительство России с письмом, в котором просила внести изменения в этот закон.

«Он предоставляет весьма широкие права потребителям, чем нарушает баланс интересов потребителей и других участников правоотношений, а именно производителей, импортёров и продавцов-дилеров», – заявил глава комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России Йорг Шрайбер.

В АЕБ предложили изменить в законе понятие «существенный недостаток» так, чтобы производитель или дилер устранял дефекты, а не обменивал некачественный товар. Кроме того, дилеров и дистрибьюторов не устраивают штрафы, неустойки и проценты, присуждаемые в пользу клиента. Европейские бизнесмены предлагают правительству России ограничить максимальный размер штрафа за невыполнение обязательств дилером в срок половиной от первоначальной цены товара, а размер максимальной неустойки, по их мнению, должен быть не более 50% от суммы, присуждаемой потребителю. При этом компенсация стоимости автомобиля, признанного дефектным, невозможна без учёта его износа и амортизации.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×