Недолгая радость
В феврале нынешнего года у дилера компании Nissan – фирмы «Дженсер-Белгород» Юрий Тишаков за 1,6 миллиона рублей купил дизельный кроссовер Nissan X-Trail. В этой же фирме в его новенькую машину установили видеорегистратор, охранную сигнализацию, турботаймер и модуль обходного штатного иммобилайзера. За это дополнительное оборудование Тишаков заплатил ещё 33 тысячи 400 рублей.
Однако через полгода машина перестала нормально ездить. Как на сигнализацию Nissan свой поставит, так после завести его двигатель не может. Пять раз в течение пяти месяцев привозил Юрий Алексеевич свою машину в авторизованный сервис для гарантийного ремонта. Но не сумели белгородские мастера устранить поломку.
Даже до Ростова-на-Дону добрался – однако и тамошний официальный дилер компании Nissan не вылечил железного коня. «Плавающая неисправность», – бессильно развели руками мастера.
Закончилось терпение
Юрий Тишаков написал претензию руководству автодилера «Дженсер-Белгород» с требованием обменять некачественный автомобиль или вернуть ему деньги. Это было сделано в соответствии с частью 1 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей». Напомню её читателям:
«В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нём недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков».
У Тишакова как раз набралось больше 30 дней за год, когда его машина находилась на гарантийном ремонте. Однако дилер на претензию покупателя ответил отказом. И тогда Юрий Тишаков подал иск в суд. Он требовал расторгнуть договор купли-продажи и вернуть ему стоимость автомобиля, а также взыскать с «Дженсер-Белгород» неустойку за период с 25.02.2016 по 26.04.2016 года, убытки и компенсировать моральный вред.
Дело рассматривал Яковлевский районный суд. Он удовлетворил иск Юрия Тишакова. Ответчик, как водится, с этим решением не согласился и обжаловал его в областном суде.
Ухватились за соломинку
К сожалению, в районном суде допустили оплошность. Секретарь не вёл протокол судебного заседания. Юристы «Дженсер-Белгород» ухватились за это обстоятельство, как за спасительную соломинку.
В августе судебная коллегия Белгородского областного суда рассмотрела апелляцию ответчика. Учла отсутствие протокола и, чтобы восстановить законность, рассмотрела дело Тишакова по правилам производства в суде первой инстанции. То есть заново, с исследованием всех доказательств.
Представитель компании «Дженсер-Белгород» иск не признал. По его словам, приобретённый Тишаковым автомобиль недостатков не имеет, а неисправность машины возникла из‑за некорректного вмешательства в электропроводку при установке охранной сигнализации, которую смонтировала сторонняя фирма. То есть покупатель предъявил свои претензии не по адресу.
Однако в ходе судебного следствия выяснилось, что представитель компании «Дженсер-Белгород», мягко говоря, лукавит. Согласно рабочим листам к заказ-нарядам работы с сигнализацией и электропроводкой автомобиля проводило именно ООО «Дженсер-Белгород», а никакая не сторонняя фирма. К тому же специалист, проводивший исследование злополучного автомобиля, указал, что заменить полностью электропроводку или восстановить её до заводского состояния невозможно без несоразмерных затрат. И это стало весомым аргументом в пользу Тишакова:
«При наличии указанных обстоятельств суд приходит к выводу об обоснованности требований истца в части расторжения договора, возврата уплаченных за автомобиль денежных средств 1 миллион 598 тысяч рублей, взыскания убытков, связанных с установкой дополнительного оборудования».
Но это ещё не всё. Судебная коллегия областного суда приняла решение также взыскать с компании «Дженсер-Белгород» в пользу Юрия Тишакова 109,5 тысячи рублей понесённых им убытков, 500 тысяч рублей неустойки, 10 тысяч рублей компенсации морального вреда и 1,1 млн рублей штрафа. Ну и ещё в доход бюджета Яковлевского района госпошлину почти 20 тысяч рублей.
А после выплаты всех этих денег Юрий Тишаков обязан вернуть компании «Дженсер-Белгород» злополучный кроссовер Nissan X-Trail.
Дорогое упрямство
А теперь давайте немного посчитаем. Представим себе, что руководство компании «Дженсер-Белгород», уважая Закон РФ «О защите прав потребителей», удовлетворило претензию Юрия Тишакова. В этом случае потери компании составили бы только стоимость автомобиля и затраты на установку дополнительного оборудования – всего 1 миллион 631 тысячу.
Но законом пренебрегли. И вот как выглядит в рублях преподнесённый судом урок справедливости. Теперь заплатить придётся аж 3 миллиона 379 тысяч рублей.
Покупателя надо уважать. Потому что он прав. Ну, почти всегда…
В тему
Самый жёсткий в Европе
Российский Закон «О защите прав потребителей» считается самым жёстким в Европе. Поэтому автопроизводители пытаются лоббировать его изменение. Так, некоторое время назад Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) обратилась в правительство России с письмом, в котором просила внести изменения в этот закон.
«Он предоставляет весьма широкие права потребителям, чем нарушает баланс интересов потребителей и других участников правоотношений, а именно производителей, импортёров и продавцов-дилеров», – заявил глава комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России Йорг Шрайбер.
В АЕБ предложили изменить в законе понятие «существенный недостаток» так, чтобы производитель или дилер устранял дефекты, а не обменивал некачественный товар. Кроме того, дилеров и дистрибьюторов не устраивают штрафы, неустойки и проценты, присуждаемые в пользу клиента. Европейские бизнесмены предлагают правительству России ограничить максимальный размер штрафа за невыполнение обязательств дилером в срок половиной от первоначальной цены товара, а размер максимальной неустойки, по их мнению, должен быть не более 50% от суммы, присуждаемой потребителю. При этом компенсация стоимости автомобиля, признанного дефектным, невозможна без учёта его износа и амортизации.