Дошёл до Парижа
Князь окончил корпус в 1810 году. Впереди молодого человека ожидала блестящая офицерская карьера, но она его не привлекала. За время учёбы любимым делом Голицына стала музыка, поэтому юноша сослался на проблемы со здоровьем и подал в отставку. Не смутило молодого музыканта и то, что в то время занятия изящными искусствами считались лишь признаком хорошего тона, и в кругу аристократов такое решение выглядело странным.
Посвятить себя любимому делу удалось ненадолго, так как в 1812 году началась Отечественная война. Голицыну пришлось вернуться в армию. 17-летний офицер сражался под Тарутином, Малоярославцем и Вязьмой. В Бородинской битве он был ординарцем при генерале Багратионе. Когда полководца тяжело ранили, князь сопроводил его в тыл, в имение матери во Владимирской губернии. Там Багратион и скончался.
В одном из боёв пуля пробила фуражку Голицына и задела голову. Молодого человека контузило. Позже он писал об этом случае:
«Когда я испытал на себе, что можно выдержать самый смертоносный огонь и остаться ни убитым, ни тяжело раненным, то я уверился, что уцелею несомненно после всех сражений, в которых доведётся впоследствии участвовать».
Убеждённый в этом, князь дошёл до Парижа. За храбрость его наградили золотой шпагой, орденами Святой Анны и Святого Владимира IV степени.
Голицынские квартеты
До 1820 года Голицын остался служить в Западной Европе. Свободное время он посвятил выступлениям в концертах и сочинению музыки. А вернувшись в Петербург, превратил свой дом в центр культурной жизни, где бывали Жуковский, Пушкин, Одоевский и другие литераторы и музыканты.
Голицын стал активным участником Петербургского филармонического общества и Общества любителей музыки и одним из основателей русской школы виолончелистов. Николай Борисович играл как соло, так и в ансамблях и дал более 400 благотворительных концертов. Он выступал также как композитор – написал переложение хорового сочинения Дмитрия Бортнянского на виолончельный квартет, фантазии и вариации на темы опер Винченцо Беллини и фантазию на русские темы, исполненную в 1844 году «в пользу бедных». К сожалению, это произведение не сохранилось.
Князь завязал переписку с Людвигом ван Бетховеном. Он общался в письмах со знаменитым немецким композитором и пианистом пять последних лет его жизни и пропагандировал творчество гениального автора в России. «Однажды мне пришло на ум написать лично Бетховену и спросить его, не согласится ли он сочинить для меня три новых квартета», – вспоминал Голицын.
Впоследствии эти произведения вошли в историю музыки под названием «Голицынских». Николай Борисович в долгу не остался. В апреле 1824 года он организовал мировую премьеру бетховенской «Торжественной мессы» в концерте филармонического общества – за 20 лет до исполнения этого сочинения на родине композитора.
Несравненный перевод
Творчество вновь пришлось оставить ради службы – в 1826 году Голицын отправился на Кавказ. Там он с героем Отечественной войны генералом Ермоловым покорял воинственные племена горцев и дослужился до чина подполковника. После отставки в 1835 году вернулся на родину, в своё имение Богородское Новооскольского уезда. Здесь он снова занимался музыкой и литературой, написал очерк «Переезд через Кавказские горы», мемуары «Офицерские записки, или Воспоминания о походах 1812, 1813 и 1814 годов».
Князь также переводил на французский язык произведения поэтов-романтиков Ивана Козлова и Николая Языкова, а также Александра Пушкина. Свои переводы он присылал автору, с которым был знаком. За два месяца до гибели на дуэли поэт ответил Голицыну:
«Тысячу раз благодарю вас, милый князь, за ваш несравненный перевод моего стихотворения, направленного против недругов нашей страны. Я видел уже три перевода, из которых один сделан высокопоставленным лицом из числа моих друзей, но ни один не стоит вашего…
Вы обещаете перевод в стихах моего «Бахчисарайского фонтана». Уверен, что он вам удастся, как всё, что выходит из‑под вашего пера, хотя тот род литературы, которому вы предаётесь, самый трудный и неблагодарный из всех, какие я знаю. По‑моему, нет ничего труднее, как переводить русские стихи французскими, ибо, при сжатости нашего языка, никогда нельзя быть столь же кратким. Итак, честь и слава тому, кто справляется с этим так удачно, как вы».
Старость в ополчении
В очередной раз послужить Отечеству Голицыну пришлось уже в 60-летнем возрасте. В начале Крымской войны князь за полторы недели сформировал отряд добровольцев из 1,3 тысячи своих крестьян и в составе Новооскольской 45-й дружины Курского ополчения воевал под Севастополем. Туда же прибыли его сын Юрий и даже 10-летний внук Евгений.
При этом музыку Николай Борисович не забывал. В 1855 году о его концерте в пользу раненых ополченцев писали в «Музыкальном и театральном вестнике» Санкт-Петербурга:
«Особый восторг у присутствующих произвело появление на эстраде ветерана нашего Ополчения князя Н. Б. Голицына. Его встретил целый гром рукоплесканий, не дававший ему возможности несколько минут начать своё соло на виолончели… Сыгранное с аккомпанементом на фортепиано, оно уверило нас, что в князе так же живо и молодо артистическое чувство, как сильно в нём другое чувство, заставившее его стать в ряды Ополчения и идти с ним туда, где среди неумолкаемых битв находятся его сын и внук».
После войны Голицын вновь вернулся в своё имение, где умер спустя десять лет. Князя похоронили в родовой усыпальнице в Успенском Святогорском монастыре в Харьковской губернии, сейчас Донецкой области.