На этом моё знакомство с комиксами и завершилось, хотя в дальнейшем фильмы про супергероев я смотрела исправно. Вспомнила об историях в картинках я только этим летом, когда обнаружила в Интернете сообщение о встречах, посвящённых комиксам и их рисованию.
От религии – к юмору
Я отправилась на лекцию по истории комиксов, чтобы убедиться, что и в Белгороде есть множество гиков, то есть заядлых фанатов, которым уже нет необходимости изучать любимые журналы дома в одиночестве. Встречу с заинтересованной молодёжью провёл художник Дмитрий Маслов, который несколько лет назад участвовал в международном проекте «Книга о городах-побратимах Белгород и Ополе» немецкого художника и автора комиксов о городах Германии и Польши Артура Клозе. Сейчас Дмитрий в собственной художественной школе учит белгородцев рисовать, в том числе и героев комиксов.
«Моё поколение выросло на комиксах. Когда ещё не было компьютеров, мы бежали покупать журналы, а в 6 часов смотрели мультик про человека-паука. Всё это впиталось в детские умы и теперь считается приятной классикой. Суперспособности в рисованных героях – это выражение внутреннего состояния человека, его невоплощённой силы. Человечеству всегда была близка и понятна идея сверхчеловека, потому что в нас, где‑то очень глубоко в подсознании, заложена эта сверхсила», – считает художник.
Правда, в первых комиксах речь о супергероях не шла. Первые упоминания о рассказах в картинках относятся ещё к XVI–XVII векам, когда в Валенсии и Барселоне начали продавать картинки для народа, чаще всего на религиозную тематику. Фабричное производство гравюрных рассказов в картинках наладилось в XVIII веке. Когда Европа освободилась от религиозного гнёта Средневековья и получила достаточно свободы для разностороннего развития и развлечений, тематика картинок плавно перешла в юмористическую. Комиксы печатались в газетах и состояли из четырёх или шести рисунков.
Вдохновил Ницше
История современных комиксов началась с американца майора Вилера Николсона, который после военной службы начал заниматься литературной и издательской деятельностью. В 1936 году он запустил новую серию комиксов – Detective Comics. Аббревиатура DC перешла от этой серии издательства и вскоре стала официальным названием знаменитой компании комиксов DC Comics. Фирма стала создавать на страницах журналов супергероев в суперкостюмах.
Супермен, первый из супергероев, появился на свет благодаря бурной фантазии двух 19-летних друзей из Кливленда, вдохновлённых образом сверхчеловека Фридриха Ницше. Имя и фамилию героя авторы позаимствовали у известных американских актеров Кларка Гейбла и Кента Тэйлора, а главные черты характера – у комика Гарольда Ллойда. Так суперменом стал скромный репортёр Кларк Кент.
Следующим придумали Бэтмена. Отсутствие собственных оригинальных идей вынудило DC обратиться за помощью к начинающему сценаристу Биллу Фингеру. Одарённый автор рассказывал потом, что изначально ему показали набросок Бэтмена, облачённого в красное трико, с крыльями за спиной. Позже он обнаружил иллюстрацию летучей мыши в словаре и решил применить в деле широкие уши, поменять цвет костюма, а крылья переделать в плащ, который при ускоренном движении создавал бы силуэт летучей мыши.
Со временем к вымышленной вселенной DC добавились такие популярные персонажи, как Зелёный Фонарь, Флэш, Аквамен, Джон Константин, команды «Лига справедливости», «Хранители» и другие.
В конце 1930-х комиксы про супергероев стал выпускать также издатель Мартин Гудмен. Его детище в итоге получило название Marvel Comics. В 1941-м Timely Comics, предшественник Marvel, создали Капитана Америку, супергероя-патриота, переродившегося из хлюпика в секретное живое оружие в борьбе с фашизмом. Затем компания создала комиксы про Халка, Человека-паука, Тора, Железного Человека, Людей Икс и Сорвиголову.
«В начале XXI века благодаря компьютерным технологиям комиксы получили новое воплощение. При их создании сейчас используют графические цифровые технологии, а также пишут маслом, комбинируют масло и карандаш, –отмечает Маслов. – Множество из комиксов было экранизировано в Голливуде, и современные фильмы имеют невероятный успех во всём мире. Число персонажей комиксов уже доходит до тысяч, и пока мы тут мило болтали, наверное, придумали ещё несколько».
Для всех возрастов
Армия фанатов комиксов постоянно растёт. В Белгороде они собираются вместе, чтобы посмотреть фильмы про супергероев. Приобщиться к приключениям фантастических персонажей можно бесплатно. Кинопоказы проходят каждую неделю, на выходных, при лавках комиксов. «БелПресса» нашла в Белгороде всего два таких магазина.
«Я с детства любил комиксы, вдохновлялся ими и рассматривал как нечто большее, чем просто книжки с картинками, – рассказывает основатель магазина Илья Оголтелый. – Я считаю их самодостаточным видом искусства. Можно получить истинное удовольствие, читая и рассматривая комикс. Мне хочется продвигать эту культуру, чтобы люди тоже заинтересовывались. Комиксы по миру распространены, а вот Россию немножко обошли стороной. Хотя в последнее время ситуация меняется. Всё это послужило причинами открытия магазина, на которое меня вдохновила моя девушка. Без неё ничего бы не получилось. Собственно, это была мечта с детства, которую мне наконец‑то удалось реализовать».
По словам Ильи, спрос на комиксы имеется, есть уже и постоянные посетители магазина. Контингент разный, так как сюжеты в комиксах подходят для всех возрастов. Чаще это, конечно, молодёжь, иногда заходят ребята 10–12 лет. Меньше всего посетителей старше 40 лет, но и такие всё‑таки есть. Люди в возрасте в основном берут комиксы в подарок своим детям, но один мужчина выбирает книги для себя. Он останавливает свой выбор не на конкретных персонажах или сюжетах, а на определённых художниках. Зачастую люди, любящие комиксы, склонны к коллекционированию. Этот белгородец – один из таких коллекционеров.
Владелец магазина специализируется на продаже западных комиксов, но планирует заняться и японскими – мангой. Однако признаётся, что пока ему не хватает грамотного консультанта в этом вопросе. Во втором белгородском магазине тоже большая часть комиксов западного производства, но немного манги всё‑таки есть.
Возможность реализовать мечты
Самые популярные из японских комиксов оживают в мультфильмах, которые известны как аниме. В нашей области существует отдельная тусовка, которая увлекается мангой и аниме-культурой.
«В Белгороде действительно можно приобрести русифицированные японские комиксы. В Старом Осколе ни о чём таком я не слышала, но в любом случае любители часто заказывают их в Интернете, – рассказала руководитель Белгородского клуба аниме «БелКА» Соня-Белка Ореховна (девушка попросила использовать в тексте её псевдоним, так как за годы увлечения он стал её визитной карточкой). – Аниме и мангой увлекаются многие жители области, недаром в областном центре уже в восьмой раз проводится фестиваль аниме».
В этом году фестиваль японской анимации, комиксов, фантастики и компьютерных игр «Бесконечность не предел» пройдёт в Белгороде 19, 20 и 21 августа. Организаторы надеются, что мероприятие соберёт около тысячи человек не только из нашего региона, но и более чем из десяти соседних городов. Приедут участники и зрители с Украины и из Белоруссии.
Самая, пожалуй, интересная для зрителей часть фестиваля – косплей-шоу. Прошедшие мероприятия показали, что гики перевоплощаются не только в персонажей аниме, но и в героев западных комиксов, фильмов и игр. Это и понятно, потому что отдельных фестивалей для любителей американских комиксов в Белгороде не проводится.
«Это площадка даёт молодёжи возможность реализовать свои мечты. Ребята создают группы, пишут сценарии, танцуют, поют, шьют костюмы, – объясняет Соня-Белка. – Таким образом, у парней и девушек есть возможность ярко заявить о своём таланте».
Справка. Косплей (от английского costume play – «костюмированная игра») – переодевание в костюмы известных персонажей и изготовление таких костюмов. Основные прототипы для этого хобби – персонажи мультфильмов, аниме, видеоигр, фильмов, комиксов, книг, легенд и мифов. Участники косплея стараются детально воссоздать образы, взятые за основу: прорабатывают костюмы, макияж и дополнительные атрибуты, характерные для персонажа. Косплееры обычно демонстрируют свои костюмы на тематических фестивалях, а также на фото или видео.
Гик – это крайне увлечённый чем‑либо человек. Изначально гиками называли людей, увлекающихся компьютерами и гаджетами. В 2000-е годы распространилось другое значение – «человек, увлечённый популярной культурой, в основном фантастикой, компьютерными и настольными играми, комиксами, аниме и косплеем». Некоторые социологи считают гиков отдельной субкультурой.