Ассоциация «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» и Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) разработали 10 советов, которые должны помочь путешественникам уберечься от мошенников.
Интересуйтесь репутацией турфирмы
Узнайте как можно больше о фирме, в которой собираетесь покупать тур. Читайте отзывы в Интернете, расспрашивайте знакомых. Обычно проверенные компании работают на рынке, как минимум, несколько лет, и негативных отзывов о них вы встретите немного.
Поговорите со специалистом фирмы
Не тратьте время на разъезды по турфирмам. Достаточно вначале позвонить в компанию и по разговору со специалистом понять, насколько фирма надёжна. Плохой знак – если менеджер отвечает уклончиво на вопросы о стоимости туров, их содержании и дороге. В добросовестных фирмах работают квалифицированные специалисты, которые предоставляют полные сведения своим клиентам.
Сотрудники турфирм иногда сами связываются с потенциальными клиентами, например, в соцсетях, и предлагают свои услуги, поэтому нужно не забывать и о человеческом факторе. Возможно, мошенник не имеет отношения к турфирме, от имени которой предлагает вам путешествие.
Например, в апреле этого года белгородские полицейские задержали 30-летнюю злоумышленницу, собиравшуюся нажиться на невнимательных туристах. В пресс-службе УМВД России по Белгородской области рассказали, что мужчина обратился за помощью в поиске тура к девушке, у которой он раньше уже покупал путёвки в турфирме. Только вот не знал, что в туркомпании она больше не работает. Бывшая сотрудница предложила несколько заманчивых вариантов путешествия в Индию. Мужчина сделал свой выбор и перечислил мошеннице 65 тысяч рублей. После этого девушка перестала выходить на связь. Белгородец обратился в полицию, и мошенницу задержали. Теперь ей грозит до 5 лет лишения свободы.
Изучите терминологию
Туроператор – это компания, которая создаёт туристический продукт и обеспечивает оказание услуг туристам. Именно туроператор несёт ответственность перед туристом за неисполнение или некачественное исполнение обязательств по договору о вашем отдыхе.
Турагент – фирма, которая продаёт продукт, сформированный туроператором.
Проверьте реестр туроператоров
Посмотрите, есть ли сведения о компании в едином федеральном реестре туроператоров на официальном сайте Ростуризма. Если компании в этом реестре нет, то она не имеет права работать на рынке туроператоров.
Проверьте реестр турагентств
В основном туристы обращаются не к туроператорам, а в турагентства. У них тоже есть реестр, пока добровольный. Найти его можно на сайте ассоциации «Турпомощь» (tourpom.ru) в разделе «Турагентства». Сейчас в списке порядка двух тысяч компаний. Уже со следующего года турагенты в обязательном порядке должны будут вступать в реестр.
Узнайте, входит ли турагент в состав агентской сети
Эту информацию можно уточнить у менеджера. В этом случае сведения о компании также будут содержаться в реестре турагентств. Но если фирма – не сетевое агентство, не покупала франшизу и работает под собственным брендом, это не значит, что её работа неправомерна.
Обращайте внимание на обстановку в офисе
Ростуризм предлагает по интерьеру в кабинетах турфирмы судить, насколько хороши дела у компании. Однако некоторые представители турбизнеса не согласны с этим, так как далеко не все турфирмы в состоянии арендовать офис в солидном офисном центре. Некоторые фирмы и вовсе не делают упор на внешний вид, особенно если они чаще работают по удалённому методу, то есть общаются с клиентами по телефону или через Интернет.
Ещё стоит обратить внимание, висит ли на видном месте у туроператора свидетельство о внесении сведений в федеральный реестр с указанием реестрового номера. Если нет, то компания должна предоставить его клиенту по первому требованию.
Обращайте внимание на цены
Слишком низкая стоимость путёвки должна насторожить. Проверить динамику стоимости отдыха на популярных направлениях можно с помощью проекта «Турбарометр» на сайте «Турпомощи». Там каждую неделю публикуется информация о максимальной, средней и минимальной стоимости туров у разных туроператоров. Аккуратными нужно быть и со скидками.
«Турагентство – это посредник между туристом и туроператором. Сейчас агенты за свою работу получают от туроператора комиссию в размере 8–12% стоимости проданного тура, – объяснила президент Белгородской ассоциации туристических организаций Наталья Волкова. – Если вам предлагают скидку даже в 15%, то уже стоит подумать, будет ли работать фирма себе в убыток? Или бывает так, что клиенту заранее называют заведомо завышенную стоимость путёвки, а потом говорят о скидке в 30%».
Внимательно читайте договор
Всё, что было обещано на словах, должно подтверждаться документально.
«Подходите к заключению договора серьёзно, – продолжает Наталья Волкова. – Проверьте, какой транспорт там прописан, сверьте номер в гостинице с тем, который вы выбирали, и обязательно уточните, кто является ответственным в финансовом плане в случае непредвиденных обстоятельств».
Будьте осторожны с розыгрышами и лотереями
Сотрудники турфирмы сообщают доверчивому покупателю, что он выиграл путешествие на курорт, но чтобы отправиться в тур, нужно заплатить за дорогу, визу и ещё какие‑нибудь «мелочи», которые в итоге окажутся дороже самого тура.
В 2013 году одна из фирм в Белгороде воспользовалась подобной схемой. Представители организации на улицах и в магазинах сообщали людям, что те стали участниками розыгрыша путёвок. Затем белгородцам перезванивали и сообщали, что они выиграли путешествие за границу. Правда, для получения путёвки нужно внести залог – 9 тысяч рублей. Потом оказывалось, что нужно оплатить визу, перелёт, питание. Так стоимость «приза» вырастала до 90 тысяч. Залог в 9 тысяч отказавшимся клиентам при этом не возвращали. В отношении турфирмы возбудили уголовное дело по статье «Мошенничество», но не нашли нарушений. Фирма работает до сих пор.
Куда обращаться туристу в затруднительной ситуации
Если турист находится за пределами России, а туроператор не может исполнить свои обязательства из‑за финансовой несостоятельности или банкротства, путешественник может обратиться за экстренным содействием в «Турпомощь». Круглосуточный телефон горячей линии: +7 (499) 678–12–03. Ассоциация оказывает помощь за счёт средств компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма.
Турист может рассчитывать на перевозку в точку окончания путешествия, размещение в гостинце, если до перевозки период ожидания составляет более 12 часов, трансфер, организацию питания, неотложную медицинскую и правовую помощь, а также хранение багажа.