— Галина Анатольевна, часто ли к вам обращаются за помощью в случаях насилия над детьми? Или в случаях детского насилия?
— Можно сказать, что часто. Ведь насилие бывает не только физическое – таких ситуаций как раз немного – но и психологическое, и в детском коллективе между его членами тоже случаются конфликты, приводящие к насилию. В последние годы в лексиконе психологов появились термины – буллинг и моббинг – это травля или агрессивное поведение одних членов коллектива по отношению к другим. Ко мне поступают вопросы: почему в детском саду ребёнка забивают, педагоги унижают и т. д.? Много заявлений от родителей: в детском коллективе есть маленький агрессор – гиперактивный ребёнок, который всех кусает, бьёт, переворачивает столы, стулья, портит вещи других детей. Обращения родителей сводятся к одному: уберите этого ребёнка, чтобы он не мешал нашим детям. А ведь такому ребёнку нужно помочь, а не изолировать его от коллектива!
— Многие психологи уверены, что корни детской агрессии прячутся в семейных взаимоотношениях…
— Да, в большинстве случаев это так. Тут много проблем. Агрессия – это, в общем‑то, нормальное биологическое явление. Одни говорят, что она присутствует в обществе, в природе, в животном мире, но людям она менее свойственна, чем животным, которым каждый день приходится бороться за выживание. Другие говорят, агрессия – это приобретённое свойство, дети черпают примеры агрессивного поведения из телевидения, кино, компьютерных и других игр. Когда дети переходят из игровой среды в реальную жизнь, они применяют те методы, что и в киберпространстве. Но моё убеждение: всё идёт от семьи. Соответствующее поведение членов семьи или если ребёнка оставляют без внимания на долгое время, и он вынужден часами сидеть у телевизора или компьютера – вот главная причина детской агрессии.
— Какие проекты по защите детства реализуются в Белгородской области?
— В 2015 году мы занимались важной проблемой – созданием системы комплексного межведомственного взаимодействия помощи детям, пострадавшим от насилия, в том числе и сексуального. Расширена сеть кабинетов кризисной помощи детям. Сотрудники социально-реабилитационных центров и психологи прошли обучение, ведь раньше не все они владели специальными знаниями. Постоянно проводятся обучающие семинары по этим проблемам. 1 июня этого года стартует проект психологической помощи детям с суицидальными намерениями. Это очень серьёзная проблема и она требует большой совместной работы многих ведомств.
— Сейчас в соцсетях много групп с вредным для неокрепшей детской психики содержанием. Благодаря вашей работе и мониторингу белгородских волонтёров некоторые такие группы были закрыты, но ведь появляются новые…
— Закрыть их довольно проблематично – это могут сделать только провайдеры социальной сети. Роскомнадзор может закрыть сам сайт. Но если закрыть, например, «ВКонтакте», где общаются миллионы людей, где много хорошего, положительного, – это вызовет негативную реакцию. Роскомнадзор пытается найти общий язык с владельцами крупных социальных сетей, чтобы они закрывали группы с нежелательным и опасным контентом. Но вместо закрытых страниц тут же появляются новые, и отслеживать их довольно проблематично. Поэтому прошу родителей: контролируйте, с кем общаются ваши дети, в каких группах они состоят, что их волнует, чем они дышат… Только делать это надо очень тактично, деликатно и с большой любовью, чтобы ребёнок не закрылся, не отгородился от родителей окончательно. А вообще, открытость, доверительные отношения в семье должны закладываться с детства. Именно к папе и маме ребёнок должен бежать прежде всего, когда у него появятся проблемы. Вообще, я уверена, что любую проблему можно решить. Не может ребёнок по какой‑то причине рассказать родителям – пусть расскажет учителю, психологу, позвонит на телефон доверия. Звонки здесь анонимные, на аппаратах не стоят определители номеров, человек может не бояться, что его вычислят. Ведь на то он и телефон доверия!
Результаты опроса
В 2015 году сотрудники службы уполномоченного по правам ребёнка в Белгородской области провели опрос среди школьников Белгорода и пользователей социальных сетей, чтобы исследовать психоэмоциональное состояние детей и подростков в кризисной ситуации.
Вот некоторые итоги опроса. Результаты заставляют задуматься.
- Среди наиболее чувствительных кризисных ситуаций юные респонденты на первое место вынесли внутрисемейные отношения, ссоры с родителями (24%). На втором месте – безответная любовь, ссора с любимым человеком (18%). Влияние Интернета назвали одной из причин 16% опрошенных; депрессию – 12%. 30% ребят затруднились с ответом.
- На вопросы «Испытывали ли Вы насилие?» 17% детей ответили утвердительно. Из них 12% ответили, что больше всего испытывают насилие в семье; 44% – в школе; 19% – со стороны одноклассников; 10% – со стороны друзей; 7% – от родителей; 3% – со стороны учителей.
- На вопрос «К чему приводит насилие (оскорбление, побои, унижение)?» 18% респондентов ответили: «Способствует становлению характера». 19% детей признались, что это «выбивает из колеи», 14% ребят указали, что случаи насилия приводят к депрессии; у 8% появляется апатия.
- 57% опрошенных отметили, что помощь в критической ситуации они находят в семье, 23% – у друзей; 14% – у учителей, 12% – у одноклассников. Лишь 7% опрошенных готовы обратиться в критической ситуации к школьному психологу.
- А вот какие ответы дали интернет-пользователи (дети и подростки, увлечённые соцсетями): насилие испытывают 43% респондентов, 71% из них в школе; оскорбления чаще всего (86%) они слышат из уст одноклассников Насилие вызывает более тяжёлые последствия у этих детей. Но в критической ситуации больше половины – 57% – ищут поддержки в семье.