Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
27 апреля 2016, 15:28
 Елена Мирошниченко 3561

Главный урок – физкультура!

Почему ученики Игоря Махова выбирают профессию своего учителя

Главный урок – физкультура! Фото из личного архива Игоря Махова
  • Елена Мирошниченко

Если в голове у меня и были оставшиеся после обучения в школе шаблоны о том, каким должен быть учитель физической культуры, то преподаватель белгородской школы № 11 Игорь Махов разбил их все напрочь.

Во‑первых, мы встретились с ним в день, когда с утра у Игоря были не спортивные соревнования, как я ожидала, а выступление на концерте, и он спешил на репетицию. Оказалось, в детстве будущий учитель физкультуры пропадал отнюдь не на спортивной площадке, а в музыкальной школе. Беседа прерывалась телефонными звонками: Игоря вызванивали из НИУ «БелГУ», чтобы уточнить график лекций, которые он читает студентам. Затем оказалось, что в школе с детьми он занимается по своим авторским методикам, которые нашли воплощение в двух изданных книгах и в кандидатской диссертации. С них и начался разговор.

Незаметные километры

Что больше всего не любят дети делать на уроках физкультуры? Да, правильно – заниматься однообразными упражнениями, бегать кроссы на длинные дистанции. А если включить в уроки задания по ориентированию?

«Ребята с лёгкостью перебегают с одного контрольного пункта на другой, бегут, соревнуются и не думают о том, что пробежали не один километр. Чем это не замена кроссу?» – говорит Игорь Махов, в своё время разработавший для своей диссертации различные упражнения. Одноимённое пособие «Туризм на уроках физической культуры» было опубликовано Министерством образования, стало лауреатом всероссийского конкурса авторских программ и апробировано педагогами во многих школах страны и области.

На мастер-классах, где он рассказывает о внедрении туризма в школьные уроки, Игорь Махов первым делом слышит сетования: у нас нет снаряжения, базы, знаний. И каково же удивление педагогов, когда они видят, что вариативную часть урока, включающего задания по туризму, можно провести и без особого спортивного снаряжения, например, взяв в руки только листок с несложной картой и отправив ребят на дистанцию с ориентирами.

«Один из вечных вопросов, которые стоят перед преподавателями физкультуры: почему ребёнок на секции отдаётся тренировкам полностью, а на уроках физкультуры даже не потеет? – говорит Игорь Махов. – Главное – это мотивация. Если он сам не захочет заниматься, то делать этого не будет. Мы можем его заставить, но хорошего результата не получим. Надо предложить детям задания, которые они захотят выполнять. Преподаватели ищут новые игры, технологии и делятся своими идеями на мастер-классах».

К примеру: сколько человек могут поставить палатку? Любой профессионал скажет – достаточно двоих. Игорь Махов даёт это задание не менее, чем десятерым ученикам.

«Что происходит? Сначала все ругаются, но тем не менее находят лидера, который начинает правильно выстраивать общие действия. Мы специально должны детей ставить в такие сложные ситуации, чтобы они из них выпутывались, ведь это способствует их социализации в обществе», – говорит Махов.

О коммуникативных играх рассказывает другой печатный труд Игоря Махова, подготовленный совместно с преподавателями НИУ «БелГУ». Потребность в общении в школьном возрасте выражена очень ярко, но контакты порой устанавливаются сложно. Игровые ситуации учат детей навыкам сглаживания конфликтов, совместной деятельности, взаимопониманию, готовности работать в команде.

Вот одно из заданий. Дети находятся в условной пещере в лабиринте. Пещера – значит темно, на глазах – повязки, границы лабиринта – на полу мелом. Вывести из лабиринта их должен одноклассник.

«Представьте ситуацию, когда совсем не школьный лидер начинает руководить сверстниками. Он волнуется, бывает, и руки трясутся, – вспоминает Игорь Махов. – Но как же он рад, как повышается его самооценка, когда группа под его руководством выполняет задание».

И чем больше таких ситуаций – тем больше уверенность, что в ребёнке разовьётся стержень, так нужный в повседневной жизни.

«Что интересно, сколько мы ни проводили эту игру, дети не дают команды, как делает это учитель: поверните налево, теперь направо. Ребёнок говорит: давай сюда, подожди, остановись, но что самое интересное, другие дети его отлично понимают. И возникает мысль: а может, мы с ними неправильно общаемся, не те даём команды?» – улыбается Игорь Игоревич.

Для выполнения коммуникативных игр не требуется дорогостоящего снаряжения. Простое задание – пройтись по бревну, но с одного конца путь начинает девочка, а с другого – мальчик. Как в центре пути им разойтись, чтобы не упасть?

«Это задание разрушает стерео­типы, которых полно в подростковой среде, – говорит Игорь Махов. – Он плохой, я к нему не подойду, но все аргументы уходят прочь, когда надо взяться за руки, чтобы не упасть с бревна».

Скамейка как препятствие

Ещё одна нестандартная ситуация, где раскрываются дети, это туристические походы. Игорь Махов, кандидат в мастера спорта по туристическому многоборью, ведёт занятия в школьном туристическом клубе «РазМАХ». Команды, подготовленные им, – неоднократные призёры соревнований самого разного уровня. Им подготовлено более двух десятков работ по вопросам туризма, издана авторская программа «Юные туристы-многоборцы». Но, несмотря на спортивную подготовку, которую даёт туризм, Игорь Игоревич ценит в нём совсем другое.

«Я люблю туризм не за развитие каких‑то спортивных качеств, а за воспитательный эффект. У ребёнка уже есть клише, как вести себя дома, в школе, но в походе, где мама далеко и всё надо делать самому, даже если неимоверно устал, клише рушатся и остаётся его сущность», – рассказывает Махов.

Есть дети, которые «испытания» походом не проходят, и это тоже урок для них и повод задуматься родителям. Кроме того, туристическое многоборье настолько многогранно, что отлично вписывается не только в уроки физкультуры, внешкольную деятельность, но и в работу кадетских классов МЧС, которые в школе № 11 существуют третий год.

Его туристический опыт позволяет утверждать, что на первом этапе для подготовки юных спасателей не нужно ни специального дорогостоящего оборудования, ни полигона. Бревно, скамейка в умелых руках преподавателя дают возможность немалого количества упражнений для отработки навыков преодоления различных препятствий и спасения людей, попавших в беду. А в результате – призовые места на городских соревнованиях кадетских классов.

На площадку – добровольно

Его ученики становились призёрами олимпиад, победителями многочисленных соревнований. Но об этом Игорь Махов говорит крайне неохотно.

«Мы очень часто зацикливаемся на достижениях лучших. Но для меня гораздо важнее, когда проходишь в воскресенье мимо школьной площадки, а там полно детей, которые занимаются на турниках, играют в футбол. Значит, в этой школе есть настоящий учитель физкультуры, значит, этим детям не отбили желание заниматься спортом», – говорит Игорь Махов.

А вообще, он считает, что трёх часов уроков физкультуры в неделю недостаточно, чтобы говорить о хорошей спортивной подготовке ребят. Дети должны увидеть, насколько многогранна физическая культура, и далее сделать самим свой выбор, где, чем и как заниматься.

Об этом и о многом другом Игорь Махов говорит на своих лекциях на курсе «Технология преподавания физической культуры в школе» на факультете физической культуры в НИУ «БелГУ».

«Какие только знания не дают студентам, но очень мало дисциплин, которые готовили бы их к преподаванию в школе, – считает Махов. – Учимся всему: как заполнять журнал, общаться с родителями, выполнять программы. И я, и другие преподаватели-практики сталкивались в начале своего педагогического пути с некоторыми сложностями и теперь хотим, чтобы студентам было полегче».

Вопреки расхожему мнению, что на спортивный факультет многие идут, чтобы только получить корочки о высшем образовании, он видит, что большая часть выпускников вузов приходит работать в школы.

«У студентов горят глаза, они задают много вопросов. И из них получаются талантливые учителя, которых немало в нашей области. Та программа, что была предложена ещё в 50-е годы прошлого столетия для преподавания физической культуры, не очень изменилась: из года в год лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры. А сегодня появилось много новых видов спорта, которые интересны детям, которые культивирует Интернет. Кому как не молодым внедрять это в школьную жизнь?» – говорит Махов.

Когда Игорь преподавал в школе посёлка Дубовое, он подготовил команду по туристическому многоборью, которая заняла первое место на всероссийских соревнованиях. Девять членов команды выбрали профессию педагога и в настоящее время обучаются в НИУ «БелГУ», выбрав такую же специальность, как и у своего тренера, – преподавателя физкультуры. Вот такая сила примера наставника.

Династия

И у Игоря Игоревича, и у его младшего брата Валерия, с золотой медалью закончившего школу, была возможность выбрать любую престижную специальность. Но братья Маховы продолжили семейную педагогическую династию, чей стаж работы в сфере образования более 200 лет. Их отец – Игорь Валентинович – преподаватель физической культуры, заслуженный учитель России, факелоносец олимпийского огня, сегодня преподаёт в той же школе, где работает его сын, а директором работает мама – Ольга Валерьевна Махова.

Братья в своё время закончили музыкальную школу, играют на фортепиано, гитаре, аккордеоне. Спортом в детстве целенаправленно не занимались, но благодаря отцу хорошие навыки по основным видам спорта получили.

«У меня и брата всегда был пример родителей перед глазами. Дети учителей, после уроков мы оставались в школе и многое впитывали с детства, – говорит Игорь Махов. – И сегодня наши семейные встречи напоминают маленький педсовет».

Сегодня у Валерия Махова в Дубовской школе Белгородского района, где он работает преподавателем физической культуры, одна из сильнейших в области команд по спортивному туризму, становившаяся неоднократным победителем слётов. Два года назад на Всероссийском конкурсе «Учитель года» он вошёл в число 15 лучших учителей России, повторив успех старшего брата Игоря, который в начале педагогического пути стал победителем всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования и получил звание лучшего детского тренера страны.

Поэтому его учеников, выбирающих профессию учителя физической культуры, легко понять: пример перед глазами.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×