Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
26 апреля 2016, 14:21
 Беседовала Елена Мельникова 4404

Уполномоченный по правам ребёнка в Белгородской области Галина Пятых: Я уверена, что любую проблему можно решить

Какие только просьбы и жалобы ни приходят на почту уполномоченных по правам ребёнка

Уполномоченный по правам ребёнка в Белгородской области Галина Пятых: Я уверена, что любую проблему можно решить Рисунок Полины Цоллер (детский сад № 71, Белгород)
  • Беседовала Елена Мельникова

Каких только ситуаций ни приходится «разруливать» детским омбудсменам. Уполномоченный по правам ребёнка в Белгородской области Галина Пятых уверена: если обращать больше внимания на детские проблемы, которые взрослым кажутся мелкими и несерьёзными, можно избежать многих критических ситуаций.

– Галина Анатольевна, ситуацию с детскими правами в нашем регионе нельзя назвать критичной. Но не является ли это верхушкой айсберга? Какие проблемы чаще всего приходится решать детскому омбудсмену в Белгородской области?

– Да, вы правы, ситуацию в Белгородской области можно назвать благополучной. Но, согласитесь, даже единичные факты насилия над ребёнком или суицида – это повод для серьёзной профилактической работы. Проблемы есть. Не всегда педагоги в школах умеют правильно понимать конфликтные ситуации и адекватно на них реагировать. Мы разбирали несколько случаев, когда какой-то ребёнок раздражает учителя, и педагог настраивает других детей против этого ребёнка. Не все школьные психологи имеют образование, позволяющее помочь детям в кризисных ситуациях.

Вообще неправильно думать, что школьный психолог должен работать только с детьми. Иногда помощь требуется и учителям (есть даже такое понятие – педагогическое выгорание), и родителям. Если школьный психолог и директор школы умеют выстраивать правильную коммуникацию со всеми участниками образовательного процесса, а это и дети, и родители в том числе, в таких школах проблемы решаются быстро и не выходят за пределы образовательного учреждения. К счастью, таких школ, где руководители применяют все возможные методики и технологии для разрешения проблемных ситуаций, у нас много. И это правильно. Если ситуация выходит за пределы школы, чаще всего за помощью люди идут к нам. И бывали ситуации, что для разрешения проблемы приходилось действовать через руководителей муниципальных образований, глав районов.

Повод для работы

– С какими вопросами чаще всего к вам обращаются?

– Очень много обращений по поводу выделения муниципального жилья для нуждающихся семей с детьми. И ещё – о взаимоотношениях детей, папы и мамы после развода родителей. Это самые сложные дела. К сожалению, иногда родители после расставания пытаются насолить друг другу, и разменной монетой в этих отношениях становится ребёнок. Для детей это большая психологическая травма. Более того, повзрослев, они выстраивают свою жизнь по образцу отношений своих родителей. Потому что другого примера для подражания у них нет. Мы давно выступаем с предложением ввести в школах курс по психологии семейной жизни, только учить этому надо не по учебникам и читать его должны не только учителя, но и психологи, работники загсов, другие специалисты. Обязательно нужно показывать детям образцы ответственного родительства, счастливых и дружных семей.

– Судя по вопросам, которые задают посетители вашего сайта, проблемы детских садов тоже в числе важных?

– Да, обращений по детским садам много, но в 2015 году чуть изменилась их тематика: если раньше было больше жалоб на невозможность устроить детей в детсад, то теперь ситуация другая: в области построены новые детские сады, очереди значительно уменьшились, и людей волнуют другие вопросы. Например, согласно закону об образовании, ребёнок может быть обеспечен дошкольным образованием с трёхмесячного возраста. Многие мамы выходят на работу, не дожидаясь, пока ребёнку исполнится три года, ведь бывают разные семейные ситуации. Этот вопрос очень волнует родителей. Как и проблема выплаты денежной компенсации за непредоставление места в детском саду. Этот вопрос очень активно обсуждался и у многих на слуху, но дело в том, что такой пункт не вошёл в окончательную редакцию закона «Об образовании». В некоторых регионах такую компенсацию выплачивали по собственной инициативе, но сейчас от этого отказываются, так как появились новые детские сады, увеличилось количество дошкольных мест. В нашей области такая практика официально не была введена. А что касается количества обращений, подсчитать их сложно. За 2015 год было 502 – это тех, по которым нужно было принимать меры или проводить проверки. А сколько мы даём консультаций по телефону по самым разным вопросам! Иногда люди звонят, просто чтобы с кем-то поговорить, чтобы их выслушали.

Обращайтесь

– Не получается ли, что уполномоченный по правам ребёнка решает проблемы, например, за управление образования или другие структуры?

– В Российской Федерации 19 разных ведомств, которые защищают права ребёнка: органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, прокуратура, департаменты образования и, конечно же, служба уполномоченных по правам ребёнка. У уполномоченных своя ниша, и мы не должны подменять действия других структур. Но мы работаем в очень тесном контакте с ними, ведь многие проблемы можно решить только сообща, при хорошем межведомственном взаимодействии. Практически ни один вопрос я не решаю лично, это было бы неправильно. Примерно в 30% случаев, когда права ребёнка нарушены, проблема была решена в результате комплексного взаимодействия. Мне бы хотелось поблагодарить глав муниципалитетов – не было ни одного случая, чтобы нам отказали в решении проблем, касающихся жизни и здоровья детей. У всех глав есть заинтересованность в том, чтобы дети на их территории жили лучше, и это чувствуется.

– В Белгородской области действуют телефоны доверия и для детей, и для взрослых. Куда ещё могут обратиться люди со своей бедой?

– Конечно же, к нам или в психолого-педагогические центры. К сожалению, в области их всего четыре, и не все родители могут воспользоваться их услугами из-за большой удалённости от своего города, села. По нашей инициативе более 20 сотрудников таких центров прошли специальное обучение, и теперь в районах области создано 12 кабинетов помощи детям при острой кризисной ситуации.

Если у папы и мамы есть подозрение, что у ребёнка серьёзные психологические проблемы, надо обратиться к специалистам. А вообще, изначально нужно выстраивать с ребёнком доверительные отношения, чтобы именно к папе и маме он пришёл рассказать о своих проблемах, а не стал искать другого, порой более печального выхода из кризисной ситуации.



Телефоны доверия

Единый общероссийский номер детского телефона доверия – служба психологической помощи – 8-800-2000-122.

Уполномоченный по правам ребёнка в Белгородской области – 8 (4722) 23-10-43.

УМВД России по Белгородской области – 8 (4722) 35-20-33.

Управление молодёжной политики Белгородской области – 8 (4722) 33-49-90.

Белгородский региональный центр по работе с семьёй и детьми – 8 (4722) 33-90-23.

Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения – 8 (4722) 20-53-88.

Телефоны доверия социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних:

областной – 8 (4722) 21-53-20;

Белгородского района – 8 (4722) 30-07-14;

Алексеевского района – 8 (47234) 7-10-37;

Губкинского городского округа – 8 (47241) 5-51-97;

Старооскольского городского округа – 8 (4725) 24-26-27;

Вейделевского района – 8 (47237) 5-40-21;

Грайворонского района – 8 (47261) 4-76-43;

Ивнянского района – 8 (47243) 5-50-00;

Корочанского района – 8 (47231) 3-76-47;

Ракитянского района – 8 (47245) 5-72-41;

Чернянского района – 8 (47232) 5-58-39.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×