Пролог
Год 1882-й. Торговая фирма «Петра Боткина сыновья» приобрела в Шебекинской волости Белгородского уезда Ново-Таволжанский сахарный завод и вскоре превратила его в крупное предприятие. Рядом с сахарным заводом вырос посёлок: общежитие для сезонных рабочих, а в двухэтажном здании –
столовая, библиотека и даже кинематограф.
1911-й. В Белгороде на улице Императора Николая II (нынешнем Гражданском проспекте) открылся электротеатр «Биограф Патэ», «устроенный господином Осмоловским и братьями Никольскими». В арендуемом ими «городском доме» владельцы электротеатра с разрешения властей города установили «тепловой двигатель для электрического освещения» и показа картин. В том же 1911-м в Белгороде был построен кинематограф «Орион». Его здание сохранилось до наших дней – на Гражданском проспекте, возле музыкального колледжа.
1915-й. В Белгороде появились ещё два «развлекательных учреждения»: «Эрмитаж» и «Иллюзион». Между тем, шла Первая мировая война. Попавший в русский плен 20-летний чех Ян Соботка нашёл свое место в России – в слободе Алексеевке он стал киномехаником в частном синематографе Малюковых «Свет». И проработал в Алексеевке до 1986 года – киномехаником и старшим киномехаником кинотеатра «Октябрь», был удостоен нескольких Почётных грамот Министерства культуры РСФСР.
1923-й. Наркомпрос признал «положение библиотечного дела в волостях катастрофическим и решил расширить библиотечную сеть с таким расчётом, чтобы в каждой волости было по одной библиотеке с фондом передвижек». На помощь «двинули» книгонош. Одной из таких энтузиасток была жена командира Красной армии Павла Басова. Она путешествовала по Центральному Черноземью и в деревнях Валуйского уезда учила ребятишек, а с ними и взрослых, читая на вечерних посиделках людям, не знающим грамоты, Пушкина, Толстого, Чехова… И в Уразово жарким июльским днём родила сына-первенца, будущего знаменитого кинорежиссёра и актёра Владимира Басова. А в Белгороде в ноябре 1923-го был вновь открыт кинематограф – уже с новым названием «1 Мая».
1929-й. В Белгороде прошли гастроли артиста театра и кино Игоря Ильинского, уже знакомого зрителям по картине «Праздник святого Иоргена». «Появление такой величины в нашей белгородской тиши, – писала «Белгородская правда», – естественно, явилось большим событием… Ильинский мастерски передаёт рассказы Зощенко…».
Для важных событий
1930-й. Белгородское Общество друзей советского кино приобрело киноаппарат «для съёмки самых важных событий в городе и округе» и начало «налаживать регулярное снабжение общества плёнкой». Первые шаги белгородских кинодокументалистов.
1931-й. Уроженец Белгорода Николай Анощенко снял в Москве хроникально-документальную ленту «Праздник труда» – первый в истории отечественного кино цветной фильм. Он же создал одну из первых отечественных звуковых картин «Цыгане шумною толпою…» Николай Дмитриевич Анощенко был режиссёром и оператором 11 художественных и хроникально-документальных фильмов.
1932-й. Ещё один из первых советских звуковых фильмов «Две встречи» снят по сценарию писателя-старооскольца Дмитрия Ивановича Крутикова (1893-1932). Основой сценария послужила его повесть «Белый Каин». Фильм вышел на экраны в марте, вскоре после смерти писателя (18 февраля). Постановку картины осуществили известные режиссёры Я.А. Протазанов и Я.И. Уринов. В картине снялись Михаил Тарханов и Сергей Мартинсон.
1934-й. Белгородское отделение «Роскино» организовало в городе демонстрацию звуковых фильмов. А 27 декабря в Белгороде появился на свет будущий знаменитый певец, режиссёр, народный артист СССР Николай Алексеевич Сличенко. С 1951 года он начнёт работать в Московском цыганском театре «Ромэн». А всенародную известность получит после сыгранной им роли в художественном фильме «Свадьба в Малиновке».
1935-й. 16 февраля в кинотеатре «Челюскин» демонстрировался первый звуковой документальный фильм о С.М. Кирове. А с 23 февраля в «Челюскине» показывали звуковой художественный фильм «Чапаев».
1937-й. В марте в кинотеатре «Челюскин» шёл документальный фильм «Доклад товарища Сталина о проекте Конституции Союза ССР». Для предприятий, учреждений и учебных заведений Белгорода были организованы обязательные коллективные просмотры. А 23 апреля в том же «Челюскине» кинозрители с восторгом смотрели весёлый художественный фильм «Вратарь».
1938-й. Ко Дню Красной Армии с 10 по 23 февраля в «Челюскине» и клубе железнодорожников им. Ленина организовали показ фильмов «Чапаев», «Мы из Кронштадта», «Последняя ночь», «Тринадцать», «За Советскую Родину». Впоследствии к ним прибавят новые киноленты «Танкисты», «Шёл солдат с фронта», «Суворов», «Нахимов», «Щорс», «Валерий Чкалов».
После освобождения
1943-й. Сразу же после освобождения от немецко-фашистских захватчиков в область начала поступать из города Ельца киноаппаратура, вывезенная туда в начале войны, и в районах стали возобновлять свою работу кинотеатры. В Белгороде кинотеатр «Челюскин», ударно отремонтированный комсомольскими бригадами, начал показ фильмов 2 сентября.
1944-й. В формируемую в Белгороде 28-ю отдельную артиллерийскую дивизию прорыва Резерва Главного командования зачислили старшего лейтенанта Владимира Басова. С этой дивизией он будет до конца войны «мотаться по горячим точкам разных фронтов». Победу встретит в Прибалтике. «Войну, –
рассказывал Владимир Павлович, – я закончил в чине капитана и занимал довольно солидную должность в своей 28-й дивизии. По сути, я стал профессиональным военным, меня хотели оставить в строю, поскольку фронтовое образование котировалось тогда гораздо выше, чем академическое. Но я все четыре года войны не переставал думать о другом образовании – режиссёрском – и всё представлял себе, как сниму фильм о фронте. Поэтому вопреки желанию командования я демобилизовался и поступил во ВГИК. Правда, с тех пор так и не снял фильма, о котором грезил в окопах, землянках, под пулемётным огнём. В моих картинах, даже если в них речь идёт о войне, нет ни окопов, ни землянок, ни боёв. Наверное, потому, что я всё это слишком знаю. И слишком помню…»
1949-й. В Советском Союзе широко отмечали 70-летие И.В. Сталина. В «Челюскине» проходил юбилейный кинофестиваль. Демонстрировалось всего три фильма: «Ленин в 1918 году», «Сталинградская битва» и «Клятва».
1951-й. 12 и 13 мая в белгородском Доме культуры состоялись гастроли народной артистки СССР Любови Орловой, широко известной по фильмам «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Мусоргский».
1953-й. 1 февраля в клубе железнодорожников Белгорода с концертом выступил лауреат Сталинской премии Игорь Ильинский.
1955-й. 1 мая в Белгороде на месте бывшего Старого сквера (у перекрёстка улицы Б. Хмельницкого и проспекта Мира – теперь это Свято-Троицкий бульвар) показом художественного фильма «Михайло Ломоносов» открыли новый кинотеатр «Родина» (330 мест).
1956-й. В марте в Белгороде создан пункт Ростовской-на-Дону студии кино-хроники. Кинооператоры начали съёмки в городах и сёлах области для киножурнала «Новости недели». 19 июня на Вокзальной площади открыли построенный железнодорожниками «Зелёный театр», в котором по вечерам демонстрировали кинофильмы.
1958-й. Белгород посетил народный артист СССР Николай Константинович Симонов – исполнитель роли Петра I в одноимённом художественном фильме, а также ролей в картинах «Овод», «Сталинградская битва», «Живой труп» и других.
1959-й. В марте кинотеатру «Родина» по итогам Всероссийского смотра культпросветучреждений вручён диплом «Лучший кинотеатр РСФСР». Летом в Белгороде прошли гастроли народной артистки СССР Любови Орловой.
Эти шестидесятые…
1960-й. Целую неделю в области гастролировал всеми любимый Михаил Иванович Жаров. Кроме встреч с кинозрителями, студентами педагогического института он сыграл на белгородской сцене в спектакле «Почему улыбались звёзды». Это было в марте, а в апреле на Белгородчине не менее желанной гостьей была очаровательная Алла Константиновна Тарасова, народная артистка СССР. И она выступила на сцене в одном спектакле с нашими артистами – в чеховском «Вишнёвом саде» сыграла Раневскую.
1963-й. В кинотеатрах области демонстрируется новая лента Центральной студии документальных фильмов «На Курской дуге».
1963-1965-й. Осенью 63-го в Белгород и шебекинские сёла Маломихайловку, Огнищево и Нижнее Берёзово дважды наведывались киношники из Киева. Их проводником был уроженец Белгорода, московский писатель Владимир Иванович Фёдоров, автор завоевавшей тогда большую популярность повести в новеллах «Сумка, полная сердец». По этой повести он написал литературный сценарий, и киностудия имени А.П. Довженко готовилась к его экранизации, режиссёр и оператор уточняли места съёмок. Они начались в мае следующего года. Главные роли: сельского почтальона Арины и её мужа Андрея исполняли заслуженная артистка Белорусской ССР Лилия Дроздова и заслуженный артист РСФСР Анатолий Вербицкий. В фильме снимались народная артистка СССР Софья Гиацинтова, заслуженный артист РСФСР Юрий Каюров и ещё не удостоенный высокого звания, но уже хорошо запомнившийся зрителям Михаил Пуговкин.
Репортаж со съёмочной площадки в старом карьере Белгородского цементного завода опубликовала в июне 1964-го «Белгородская правда»: «…К перрону (специально построенному) медленно подошёл эшелон. В теплушках и на перроне люди в гимнастёрках. У каждого через плечо противогаз, на ремне подсумок и фляга…
«Внимание! Начали!..» – слышится команда режиссёра Анатолия Буковского. Вспыхнули юпитеры, застрекотали камеры. Снимается сцена проводов Андрея на фронт. Возле вагона стоят Андрей, Арина и Людмилка (роль дочери Арины Людмилки исполняет пятиклассница 73-й киевской школы Надя Руденко). На перроне людно, кажется, яблоку негде упасть. Командиры, красноармейцы. Воинов пришли проводить на фронт отцы и матери, родственники, близкие, знакомые. Старушка-мать провожает единственного сына. Девушка прощается с любимым. Состав трогается. Анна припала к плечу Андрея. Кто знает, увидятся ли они ещё. Андрей вскакивает на подножку вагона. Арина бросается за ним, ухватившись за поручень вагона…
В массовых сценах снимаются белгородцы: студенты педагогического института, рабочие цементного завода, учащиеся школ, жители областного центра».
Премьера «Сумки, полной сердец» прошла в кинотеатрах области летом 1965-го. Молодая учительница из Шебекино Нелли Паньшина так отозвалась о картине: «Меловые кручи. Тенистые берега рек, известковая пыль дорог… Знакомые приметы. Мы узнали их в фильме «Сумка, полная сердец». Наши поля, наши сёла… И песни наши. Хорошо, что в картине удачно сохранены и текст, и светлый лиризм повести нашего земляка В. Фёдорова. Этот фильм – простой и задушевный рассказ о людях с чистыми сердцами, о том, как встречают они закаты и рассветы, горе и радости, о том, как любят и умирают. Об этом поёт и Людмила Зыкина, голос которой как неотъемлемая часть входит в пейзаж…»
И тексты замечательных песен «Калина во ржи» и «Подснежники» написал для фильма автор сценария белгородец Владимир Фёдоров.
1964-й. В городе Губкине и на Лебединском руднике режиссёр Василий Ордынский снимает художественный фильм «Большая руда» (по одноимённой повести Георгия Владимова). Главную роль – водителя рудовоза Виктора Пронякина – исполняет Евгений Урбанский. В съёмках участвуют и другие знаменитости: Всеволод Санаев, Станислав Любшин, Инна Макарова, Лариса Лужина, Валентин Никулин.
1966-й. На углу улиц Ленина и Красина снесли старейший кинотеатр Белгорода незабываемый «Челюскин». Освободили место для областного Дома политического просвещения.
1969-й. 11 октября распахнул двери первый в области широкоформатный кинотеатр «Радуга» на 830 мест.
Великие, свои
1971 и 1977-й. Крестьянский сын из Знаменки Старооскольского уезда Филипп (Хвиля) Наседкин в 1920-е годы стал комсомольским вожаком ячейки и вместе с друзьями стремился строить новую счастливую жизнь на селе. Глухой ночью его подкараулили и до полусмерти избили кулацкие сынки. Хвиля выжил и продолжил начатое. Рабфак, литературное отделение Воронежского пединститута, первые рассказы и очерки. В 1932-м нашего земляка утвердили председателем оргбюро Союза писателей ЦЧО (Центрально-Чернозёмной области). А в 1938-м он уже секретарь ЦК комсомола Украины, через год – секретарь ЦК ВЛКСМ.
В начале Великой Отечественной войны – комиссар Главного управления всеобщего военного обучения. Вместе с товарищами по молодёжному штабу страны Филипп Наседкин участвовал в срочном переводе народного хозяйства на военные рельсы, руководил сооружением оборонительных объектов под Москвой, формировал комсомольское подполье и партизанские отряды. Подорванное в юности здоровье такой нагрузки не выдержало – Наседкин стал катастрофически быстро терять зрение.
Не желая сдаваться, военный пенсионер Наседкин начал писать книгу. Сначала он диктовал текст жене, затем освоил систему слепой машинописи. И в победном 1945-м в издательстве «Молодая Гвардия» вышел его роман «Возрождение». Через четыре года увидел свет роман «Большая семья», удостоенный Государственной премии СССР. Но, пожалуй, больше всего души и сердца отдал он биографическим повестям «Великие голодранцы» и «Красный чернозём».
По просьбе нашего драматического театра им. М.С. Щепкина писатель (он приезжал в Белгород, Старый Оскол и Знаменку в 1971 году) сделал авторскую инсценировку «Великих голодранцев», и белгородские артисты поставили спектакль. Вскоре по сценарию нашего земляка на киностудии имени М. Горького сняли одноимённый художественный фильм. А в 1977 году экранизировали и повесть «Красный чернозём».
Летом 1977-го «для творческих встреч со зрителями» в Белгород приехали популярные артисты кино Людмила Хитяева, Пётр Глебов и Евгений Леонов.
В 1970-е Белогорье закипело, забурлило сразу тремя Всесоюзными ударными стройками: Лебединского и Стойленского горно-обогатительных комбинатов и ОЭМК. Лозунги и плакаты тех дней: «Творческие коллективы страны – горнорудному краю», «В труде и битве славен человек!», «Герои труда – герои новых книг», «Кинематографисты страны – труженикам КМА». Кажется, весь цвет отечественного кино побывал тогда у нас в гостях. С горняками, с тружениками Белгородчины встречались Анатолий Папанов, Юрий Соломин, Николай Крючков и Николай Рыбников, Вера Васильева, Людмила Касаткина, Евгений Леонов и Евгений Матвеев, Владимир Высоцкий…
Встречи радостные, волнующие, памятные. Встречи с любимыми артистами, встречи с миром кино.