Хранители обычаев
Татьяна Николаевна родилась в Острогожске соседней Воронежской области, затем семья переехала на Белгородчину, в село Большое Красненского района. Мастерица живёт здесь уже почти 30 лет.
В Большом она закончила школу. Затем выучилась в Острогожске на повара и вернулась на работу в село. Трудилась в колхозной столовой. Вышла замуж, родила сына и после декрета вышла на работу в Большовский дом культуры техсотрудницей.
Казалось бы – работа прозаическая, но именно в это время у Татьяны Николаевны проявился талант. Такое бывает, когда коллектив подбирается по-настоящему творческий и дружный.
Оказалось, что Татьяна Николаевна хорошо поёт. Её голос услышала директор Дома культуры, талантливая певица и худрук Любовь Юдина. Любовь Васильевна пригласила Нарыкову в ансамбль «Сударушка».
Хоровой коллектив оказался непростой. Его участницы – хранители обычаев и традиций Белгородчины – исполнительницы народных песен нашего края. Наряду с репертуаром певицы «Сударушки» гордятся своими сценическими костюмами.
Певицы-мастерицы
Костюмы, в которых выступают певицы, старинные. Участницы ансамбля носят рубахи и понёвы, которые им достались от пращуров. Сороку же, подпояску и грибатку каждая мастерица сделала для себя сама. Певицы изучили историю украшений, нашли сохранившиеся в селе у бабушек прикрасы – разглядели, поняли, как они были созданы, из каких материалов.
Грибатка – это украшение. Его на груди, как ожерелье, носили наши прабабушки. Грибатка, как правило, состоит из «ярил» – связанных между собой кругов, богато расшитых бисером и стеклярусом. Грибатку надевали замужние женщины по праздникам.
Сороку замужние дамы надевали тоже по праздникам, и только по большим – на Рождество, Пасху. Это старинный головной убор. Мастера богато украшали его – вес сороки мог доходить до нескольких килограммов.
Как душа подскажет
Старинные прикрасы певицы сделали сами, и у Татьяны Нарыковой они вышли до того искусно, что женщина решила всерьёз заняться старинным ремеслом.
«Когда я пришла в ансамбль, нужно было самой сделать украшения. Я посмотрела на сороку соседки-бабушки и смастерила головной убор, – рассказывает Татьяна Нарыкова. – Я беру картон, делаю выкройку. Обшиваю простым материалом, затем парчой, а потом высаживаю бисер, блёстки, потом всё это сшивается, украшается бусами и всё – сорока готова!»
Конечно, после рассказа мастерицы кажется, что дело это не очень-то и сложное. На самом же деле у неё на одну сороку уходит две недели работы. Самое трудное в создании головного убора, по словам мастерицы, продумать узор подзатыльника. Хотя, в отличие от старинных сорок, для создания узоров сценических головных уборов строгих канонов нет.
«Всё, как душа подскажет, – говорит Татьяна Николаевна. – Узор создаю я сама – смотрю, куда какую бусинку пришить, куда какую блёстку. Когда мы делали первые сороки, то украшали их богато бисером. Получилось очень красиво, но очень тяжело – отработать целый концерт в таком головном уборе было сложно. Поэтому теперь я их расшиваю в основном пайетками».
Детям интересно
Увлечение Татьяны Нарыковой в семье поддерживают – муж и сын восхищаются работами, а мама мастерицы помогает дочери – обшивает заготовки для сорок парчой.
Слава о мастерице быстро разлетелась по району. Красненские творческие коллективы теперь заказывают сценические головные уборы у неё. Татьяна Николаевна проводит мастер-классы для школьников, рассказывает им о традиционных для этих мест украшениях. Ребята с интересом разглядывают дивные сороки и грибатки, узнают, что такие носили их прапрабабушки.
«Дети относятся с любопытством, наряжаются, одеваются. Им интересно, многие хотят сделать их сами. Но это кропотливая работа, быстро сороку не сделать», – говорит мастерица.