Вредный совет
«Что посоветуете при сухом кашле?» – пользуюсь бесплатной услугой.
В ответ провизор выстраивает на прилавке целый ряд микстур и коробочек: выбирай, какие устраивают по цене.
«Это вредительство какое-то, – категорична в оценке этой типичной ситуации заведующая терапевтическим отделением белгородской поликлиники № 4 Елена Сидалиева. – Определить вид кашля и назначить лечение можно только при тщательном осмотре пациента врачом».
А иначе даже сироп от кашля может наделать немало бед. Типичный пример, рассказанный врачами: больной считает, что кашель сухой, так как мокроты нет, и поэтому он покупает средство, подавляющее кашель. А на самом деле он просто не может откашлять мокроту, ему, наоборот, нужна микстура, возбуждающая кашель, чтобы мокрота отходила. В мокроте развиваются патогенные микробы, и в результате самолечения – бронхит, а то и пневмония.
Телечудо
Зачем ходить к врачу и терять время – исподволь убеждает телевизионная реклама – есть же чудодейственные средства: за один приём они убивают все признаки простуды, суперпластырь и мазь мгновенно избавляют от радикулита, а дедушка, умирающий от сердечного приступа, выпив пару таблеток, бросается в пляс.
За здоровье платить не жалко. Об этом хорошо знают создатели рекламы лекарств и используют для этого все возможные средства.
«Посмотрите, на каких психологических моментах построены рекламные ролики. Они эмоциональны, в них звучит сентиментальная музыка и обязательно слова, которые дарят надежду. А убеждение в том, что очень быстро можно решить проблемы со здоровьем, перевешивает рациональное начало», – говорит психолог областного Центра медицинской профилактики Руслана Тодорова.
Погуглив в Интернете и посидев часок на форумах, каждый желающий может поставить себе диагноз и найти массу советов по излечению. А в аптеке уже поджидает услужливый провизор, который расскажет об эффекте продаваемых лекарственных средств. Но о том, как подействует лекарство на конкретного человека, поможет оно или навредит, провизор знать не может.
«Мы постоянно встречаемся со случаями осложнений, возникших при бесконтрольном приёме лекарств, – говорит Елена Сидалиева. – Я считаю, что те же антибиотики должны продаваться только по рецепту. Пациент начинает их самостоятельный приём, зачастую скрывая это от врача, и на фоне относительного благополучия стирается картина болезни, правильный диагноз поставить трудно. Например, хрипов в лёгких врач не слышит, самочувствие у пациента нормальное, а через несколько дней – пневмония».
Из-за свободного доступа антибиотики уже не помогают многим больным – возникает так называемая антирезистентность, когда микробы устойчивы к антибиотику. В группе риска те, кто принимал антибиотики при вирусных заболеваниях – а в этом случае они бесполезны, кто отказывался от полного курса при улучшении состояния, и те, кто сам решал, какой препарат пить. В случае серьёзного заболевания для этих пациентов трудно, а порой и невозможно найти антибиотик, который им поможет.
Один совет на всех
«Поверьте, что из десяти пациентов девять хоть раз были сами себе врачи, и это большое зло, – говорит врач областного Центра медицинской профилактики Татьяна Жукова. – Есть хорошая пословица про пироги, которые должен печь пирожник, но её часто забывают. Ставить диагноз должен врач, только он может учитывать индивидуальные особенности пациента, наследственность, психологические особенности. Медицина – это индивидуальный подход, а не коллективные рекомендации».
В каждой рекламе есть фраза: «Перед употреблением посоветуйтесь с лечащим врачом». То есть производители лекарств себя от последствий их бесконтрольного употребления обезопасили. Но покупатели этого не делают.
«По своей практике могу сказать, что приём без назначения и контроля врача разрекламированных сердечных препаратов нарушает сердечный ритм и, более того, угрожает жизни пациента», – предупреждает Елена Сидалиева.
Но тем не менее во многих аптеках на видном месте – красочная реклама сердечных средств. Эти средства прошли сертификацию и клинические испытания и наверняка помогли многим, но при условии, что принимались правильно и по назначению. Покупатель не может объективно оценить своё здоровье – для этого нужен врач.
Миг – а голова всё болит
«Миг» – и голова не болит». Реклама обещает вылечить головную боль. А какова её причина? А вдруг боль свидетельствует, что человек на грани инсульта? – говорит врач Татьяна Михайлова. – «Анаферон»: счастлив малыш – счастлива мама». Температура упала, все довольны. А почему она беспокоила ребёнка? Но он пока не плачет, и проблем нет».
Некоторые слоганы, как, например, «Мезим» – для желудка незаменим», вызывают неприятие у медиков. Какое отношение он вообще имеет к желудку, говорят они, если это фермент поджелудочной железы?
«Очередная панацея, о которой твердят с телевизионных экранов – «Афобазол». Прессинг со стороны начальства – выпил таблетку, и жизнь хороша. Но от одной таблетки не будет эффекта, пить его надо по определённой схеме и в определённой ситуации, по назначению невролога», – говорит психолог Руслана Тодорова.
Чудо-таблеток не существует. Нет таких средств, которые сразу могут остановить патологический процесс. Нет такого пластыря, который может излечить хронический остеохондроз, убрать артроз. Уменьшить боль – да, но восстановить повреждённые межпозвоночные диски, изменённые суставы – такие чудеса бывают только на телевизионном экране.
Стали умнее
Реклама, Интернет, консультации провизора… Наверное, тех, кто занимается самолечением, становится всё больше?
«Это не так, – утверждает Руслана Тодорова, – их количество остаётся на одном уровне. Просто раньше они ходили к знахаркам или использовали рецепты, которые помогли соседям и сослуживцам».
А заведующая терапевтическим отделением белгородской поликлиники № 4 Елена Сидалиева отмечает, что в последнее время пациенты стали осторожнее.
«Можно отметить, что в нынешней эпидемиологической ситуации число занимающихся самолечением уменьшилось. Всё больше тех, кто при первых признаках болезни обращается к врачу».
Похоже, что эпидемия свиного гриппа многих отвадила от самолечения. А вот надолго ли?