Говорят, в древности здесь и вправду существовал Новый Иерусалим. Не просто так, мол, объекты в округе Сухарева носят библейские наименования. Рядом с селом есть бугор пророка Михея, Масличная гора (как место вознесения Иисуса Христа) и даже Голгофа, родник Иакова. На этих землях – по легенде, естественно – последователи апостола Андрея основали селение. Уж очень им напомнила местность те благословенные территории, с которых они пришли. Отец Феодор, который и взялся воссоздать «град обительный», полагает, что селение изначально назвали Сихем (или Сихар) – подобно городу, в котором Христос встретился с самаритянкой (женщиной, давшей ему испить воды из колодца Иакова). Со временем, дескать, «Сихар» трансформировался в «Сухарево». «Совпадение? Не думаю», – сказал бы известный телеведущий.
Говорят, храмовый комплекс начался с большого дубового креста – его в 2001 году вырезал сам отец Феодор и установил на Голгофе. Священник задумал возвести на сухаревских холмах деревянные обители с копиями иерусалимских святынь. На строительство жертвуют обычные люди – кто деньгами, кто материалами, кто трудом. Всё делается в традициях русского зодчества и отчасти напоминает другой всемирно известный архитектурный ансамбль.
«Потрясающее место! Навигатор завёл нас не с парадного въезда, а со стороны леса, и когда мы всё-таки въехали, тут ТАКОЕ… КИЖИ, не иначе! Очень красиво! […] Подглядел, как делают деревянную черепицу для куполов, – взял на заметку», – пишет путешественник на одном из туристических интернет-форумов.
Что уже есть в храмовом комплексе? Кувуклия Гроба Господня, часовня обретения Креста, часовня Марии Магдалины, колокольня Рождества Иоанна Предтечи, Камень помазания.
Говорят, три года назад на праздник Рождества этот камень начал благоухать и источать миро. Он сейчас изрезан трещиной – как и тот, что находится в настоящем Иерусалиме. Меж тем камень был целым, когда его устанавливали. А лик иконы Скорбящей Божьей Матери в одной из часовен, говорят, поднимает прикрытые глаза на молящегося человека.
А ещё говорят, что местные жители приходят в обитель гораздо реже – в основном едут паломники и обычные туристы. Похоже на синдром москвича, игнорирующего Красную площадь. Так почему бы этот синдром не победить? От Белгорода до Сухарева — три часа езды. Там вы всегда встретите кого-то из монахов (или монахинь), которые поведают массу чудных историй о Новом Иерусалиме. Хотите верьте, хотите нет, но от них захватывает дух. Вот те крест!