Доктор, профессор
Справедливо будет начать рассказ о роде Таволжанских с самого Николая Петровича. Ведь именно его можно назвать хранителем рода.
Николай Таволжанский – разносторонний и увлечённый человек. Рассказать обо всех его увлечениях и достижениях времени не хватит, поэтому коротко о главном: он доктор сельскохозяйственных наук, профессор, учёный-селекционер, руководитель Вейделевского научно-производственного сельскохозяйственного института селекции и семеноводства подсолнечника Центрально-Чернозёмного региона.
«Ой, да всё это детали, – восклицает Николай Петрович. – Сейчас многие говорят о том, что учатся, но ведь это естественно. Я всю жизнь и каждый год, каждый день и сам учусь, и учу людей. Чем взрослее становишься, тем больше понимаешь, что тебе многому нужно учиться. Так жизнь устроена. К тому же времена поменялись, сейчас для самообразования открыты все двери».
Чудо-яблонька
Родился Николай в селе Клименки Вейделевского района. После школы поступил на плодоовощевода в Корочанский сельскохозяйственный техникум.
«Всегда хотел быть агрономом, плодоовощеводом. Во время учёбы у меня появилась любовь к селекции, – вспоминает Таволжанский. – Мы жили на квартире. У хозяйки был огород и садик. Там были яблони. Я со всей Корочи собирал пыльцу. Мы четыре года на квартире жили, и за это время я вырастил на одной яблоне сортов 150. Каждая веточка – другой сорт, другая форма листа, другой плод, другой цветок. И когда глянешь на яблоню, она как нарядная ёлка – до того интересно! Сначала меня хозяйка ругала, но потом и ей стало интересно».
Николай отучился, вернулся в родное село, его взяли на работу в колхоз агрономом-семеноводом. Затем он руководил работой молочно-товарной фермы. Сейчас Николай Петрович смеётся, говоря, что о корове знал только то, что у неё есть рога и вымя. Но когда его, агронома, отправили к животным, было не до шуток. Возражать в те времена было не принято.
«Это целая наука, её можно постичь, если с детства ухаживать за коровами или выучиться. Я же с коровами не был связан, и образование у меня – агрономия», – рассказывает Николай Таволжанский.
После коров ему довелось работать на свиноводческой товарной ферме. Здесь агроном столкнулся с бедой – крысы были повсюду. Помог от них избавиться сосед. Он ранил одну крысу, испуганный зверёк, видимо, передал сигнал об опасности остальным, и крысы оставили ферму. Именно тогда Николай Петрович задумался о народной мудрости – странных обычаях, приметах. Кажется, куда проще отравить крыс, выловить – но в селе десятилетиями хранили как народную мудрость эту уловку.
Спустя много лет, когда наш герой попал в аварию и долго восстанавливался, в это свободное от работы время он начал собирать народные приметы, составлять книгу. В скором времени он собирается издать её.
«Сейчас приметы мало кого интересуют, а зря. В них мудрость наших предков», – поясняет Николай Петрович.
После молочной и свинофермы Таволжанский работал заведующим гаражом, и только потом его назначили главным агрономом.
Председатель колхоза
В 1983 году Николай Таволжанский стал председателем колхоза в селе Белый Колодезь. Под его руководством здесь начали создавать музей истории села и зоопарк.
Зоопарк этот был, по воспоминаниям местных жителей, лучшим в Черноземье. Были тут верблюд, тигры, львы, ягуар, медведи, страусы, дикобраз, всевозможные диковинные птицы. Животных собирали со всего Союза.
«Что такое зоопарк? Это когда человек походил вокруг животного несколько часов и не заметил, что оно сидит в плену. Животных нужно любить, – констатирует Николай. – Для чего был нужен зоопарк? Честно говоря, в деревне выйти из двора просто так нельзя было – сразу складывалось мнение, что человек бездельник. Бросил огород, хозяйство. А вот и пойти в музей или в зоопарк и привести туда внука – совсем другое дело!»
Так благодаря Николаю Петровичу селяне могли отдыхать с пользой.
В музее истории села собирали всю важную информацию о Белом Колодезе, начиная от старинных топоров, которыми пользовались местные жители, ценнейших видеозаписей с воспоминаниями участников Великой Отечественной и заканчивая фотографиями выпускников местной школы.
Кстати, директором Белоколодезской средней школы была учитель биологии Юлия Александровна – жена Николая Петровича. Супруги воспитали двоих сыновей.
Откуда появились?
30 лет назад, как раз в то время, когда создавался музей истории села Белый Колодезь, Николай Таволжанский решил изучить историю своего родного села Клименки. Впоследствии он написал целый исторический труд, посвящённый селу, и передал его местной школе. Хроника Клименок в его исследовании начинается с 1185 года.
С интереса к истории села проснулось и любопытство к своему роду:
«Передо мной стал вопрос: откуда появились Таволжанские? Первым Таволжанским был Никита, он пришёл в Клименки из Дёмино-Александровской волости. Это было начало. Мне стало интересно, какие ещё фамилии связаны с Таволжанскими. Начался опрос родственников».
Действовал Николай Петрович системно: мать, отец, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, прапращуры – дерево укоренялось и разветвлялось. Нужно было не просто найти упоминание о родственнике, но и по возможности узнать как можно больше о нём, добыть фотографию.
«Это сегодня легко – отсканировал фото и всё, а раньше-то нужно было аккуратно перефотографировать старый снимок, проявить, распечатать», – поясняет Таволжанский.
Общее древо он собирал на склеенных рулонах миллиметровой бумаги. Всего ушло 17 м. Только вдумайтесь, насколько это кропотливый труд: собрать такой массив информации без помощи компьютера, мобильного телефона. Если нужен был снимок родственника, то за ним нужно было ехать в другой населённый пункт, а не просить скинуть по электронной почте.
Николай Таволжанский советует всем, кто заинтересовался историей своего рода, запастись терпением и в первую очередь искать самое первое поколение родственников. После этого второе, третье и так далее. Для каждой фамилии рода, семьи он советует завести отдельную папку, в которой нужно будет накапливать информацию. Когда достаточный массив информации соберётся, нужно будет его обработать и составлять древо.
Должен быть человек
Сейчас Николай Петрович оцифровал свой труд – это 95 папок с 1 855 файлами о семьях рода.
Общее древо насчитывает десять колен и 520 человек из десяти стран. Со всеми Николай Петрович поддерживает отношения, семьи регулярно созваниваются по скайпу. Сам глава семьи – путешественник со стажем, на его счету два десятка стран, Европу он объездил на машине, так что общий язык находит и с теми, кто живёт далеко за границей, и с теми, кто рядом.
«Да уж, с теми кто живёт в соседнем квартале, не найдём времени встретиться, а благодаря Интернету общаемся с теми, кто в других странах, – говорит Таволжанский. – Сбор свой родословной очень затягивает. Это сложно и очень интересно. Ты понимаешь, что за каждой из этих 520 фотографий своя судьба. Давайте будем честны: раньше лучше знали свою родословную, глубже. В последние годы даже родных не всех знают. Начинаешь расспрашивать фамилии бабушек-дедушек, уже не каждый расскажет и, к сожалению, это не каждому интересно. В роду должен быть человек, который соберёт такое древо».